Реклама ⓘ
Главная » Автоматика в быту
Призовой фонд
на апрель 2024 г.
1. 100 руб.
От пользователей

Похожие статьи:


Реклама ⓘ

Цифровой автомат плавного включения лампы накаливания

В статье рассматривается автомат, обеспечивающий плавное нарастание яркости лампы накаливания в течение нескольких секунд. В отличие от других подобных конструкций, данный автомат производит идеально плавное линейное нарастание среднего тока в нагрузке.

Общие сведения

Как известно, срок службы лампы накаливания во многом зависит от режима её работы. Нить лампы накаливания наиболее подвержена разрушению именно в момент включения, когда её сопротивление в холодном состоянии в несколько раз меньше, чем в нагретом. Плавное увеличение тока в момент включения позволяет избежать разрушения нити и значительно продлить срок службы лампы накаливания. Известные автору аналоговые конструкции автоматов защиты ламп накаливания на самом деле обеспечивают лавинообразное нарастание тока в момент включения. Дело в том, что вольтамперная характеристика коммутирующего биполярного или полевого транзистора имеет нелинейный вид. Фактически в начальный момент времени, при включении в сеть, ток через лампу накаливания имеет очень малое значение. Далее ток возрастает нелинейно и лавинообразно, пока коммутирующий транзистор не войдет в режим насыщения, соответствующий максимальной яркости лампы накаливания. Таким образом, не удаётся полностью избежать броска тока в момент включения даже при относительно большом значении времени задержки включения. В результате, лампа долго не загорается, а затем, выходит на максимальный уровень яркости очень быстро, за доли секунды. Кроме того, такой режим неблагоприятно сказывается и на работе самих коммутирующих элементов.

Применение цифрового метода управления коммутирующим MOSFET-транзистором с использованием ШИМ-модуляции позволяет добиться действительно линейного нарастания среднего тока через лампу накаливания в момент включения и, тем самым, обеспечить наиболее благоприятный режим её работы. Кроме того, благодаря функции регулятора мощности, ограничивается максимальная мощность лампы накаливания, которая обычно возрастает в вечерние часы, когда число потребителей уменьшается, и напряжение в сети возрастает.

Схема электрическая принципиальная

Схема автомата приведена на рис.1. В предлагаемом автомате реализовано управление мощностью путём изменения скважности импульсов ШИМ-сигнала. Частота ШИМ-импульсов составляет 1 кГц при частоте задающего генератора 256 кГц. При этом время нарастания яркости от нуля до 94% от максимального значения может выбираться в пределах 1…10 секунд.

Схема электрическая принципиальная

Работает автомат следующим образом. При подаче питающего напряжения интегрирующая цепочка C8-R5 формирует короткий положительный импульс, сбрасывающий счётчики DD6.1 и DD6.2 в исходное нулевое состояние. При этом на входы предустановки счётчиков DD4 и DD5 поступают уровни лог.0 с выходов счётчиков DD6.1 и DD6.2. Импульсы задающего генератора DD1.1-DD1.2 делятся восьмиразрядным счётчиком (DD2.1, DD2.2) и подаются на вход одновибратора, собранного на элементах DD3.1-DD3.2. Одновибратор формирует короткие отрицательные импульсы по спадам импульсов на входе элемента DD3.1 (вывод 13), которые устанавливают RS-триггер DD3.3-DD3.4 в исходное единичное состояние и осуществляют предустановку счётчиков DD4 и DD5 по их входам асинхронной записи «С» (выводы 11).

В начальный момент времени счётчики DD6.1, DD6.2 находятся в нулевом состоянии, поэтому по входам предустановки D0…D3 счётчиков DD4 и DD5 загружается нулевая двоичная комбинация. Поскольку RS-триггер DD3.3-DD3.4 изначально находится в единичном состоянии, на выходе DD3.3 присутствует лог.1, а на выходе DD3.4 — лог.0. Ключевой транзистор закрыт, лампа обесточена. Счётные импульсы по входу суммирования счётчика DD4 (вывод 5) увеличивают его состояние, а вслед за ним и DD5, и, когда счётчик DD5 достигнет переполнения, на его выходе переноса «+CR» (вывод 12) сформируется короткий отрицательный импульс, перебрасывающий RS-триггер в противоположное нулевое состояние. На выходе DD4.3 появится лог.0, а на выходе DD4.4 — лог.1., открывающая транзисторы VT1, VT2, а также VT4. Лампа накаливания оказывается подключенной к сети. Описанный процесс повторяется с частотой 1 кГц и обеспечивает свечение лампы накаливания с минимальной яркостью.

Очередной счётный импульс с выхода генератора DD1.3, DD1.4 увеличивает состояние счётчика DD6.1 на единицу, что приводит к увеличению яркости лампы накаливания на 0,4%. Теперь в собственные двоичные разряды счётчиков DD4 и DD5 загружается двоичный код «00000001» и так далее по возрастанию, что приводит к увеличению яркости лампы накаливания с шагом 0,4%. При достижении счётчиком DD6.2 шестнадцатого состояния, на объединённых анодах диодной линейки VD5…VD8 сформируется уровень лог.1, который через прямосмещённый диод VD4 заблокирует работу генератора DD1.3, DD1.4. Счётчик DD6.2 останется в шестнадцатом, а DD6.1 — в нулевом состоянии. Теперь яркость лампы накаливания будет соответствовать максимальному значению 94%.

Кроме основной функции, автомат легко приспособить для использования в качестве цифрового регулятора мощности, если исключить счётчики DD6.1 и DD6.2 и дополнить его формирователем управляющего кода предустановки по входам счётчиков DD4, DD5. Этот двоичный код можно сформировать, к примеру, с помощью счётверённой группы микропереключателей или реверсивного счётчика, если дополнить его кнопочным управлением. Также устройство можно дополнить ИМС памяти типа ЭСППЗУ для сохранения установок значения мощности.

Конструкция и детали

Автомат собран на печатной плате из двустороннего фольгированного стеклотекстолита (рис.2) толщиной 1,5 мм размерами 78x78 мм, от которой впоследствии отрезаются уголки размером 13x13 мм, для установки в стандартную пластмассовую сетевую разветвительную коробку типа КЭМ5-10-7.

Печатка

В устройстве применены постоянные резисторы типа МЛТ-0,125, МЛТ-2 (R14, R15), подстроечный СП3-38б в горизонтальном исполнении, конденсаторы неполярные — типа К10-17, оксидные — К50-35 или импортные, светодиод сверхъяркий красный диаметром 5 мм. Стабилитрон VD1 на напряжение стабилизации 12 В может быть типа BZX85C12, КС512А, Д814Г или аналогичный, диод VD2 — кремниевый средней мощности с минимально допустимым обратным напряжением не менее 400 В. Транзистор MOSFET типа IRF840 заменим на IRF740 и другие с минимально допустимым рабочим напряжением сток-исток не менее 400 В и минимально возможным сопротивлением канала в открытом состоянии. Максимальная мощность лампы накаливания при эксплуатации без радиатора не должна превышать 100 Вт. Автором проверены также транзисторы КП7173А отечественного производства. Их параметры: максимальный ток стока Ic=4А, максимально допустимое напряжение сток-исток Uс-и=600В. Сопротивление канала в открытом состоянии не более R<2Ома. Максимальная мощность лампы накаливания в случае применения транзистора типа КП7173А без радиатора не должна превышать 60 Вт. Все ИМС серии КР1564 (74HCxx) заменимы на соответствующие аналоги серии КР1554 (74ACxx). Интегральный стабилизатор применён типа КР1181ЕН5А (78L05).

В налаживании автомат практически не нуждается, за исключением выбора желаемого времени нарастания яркости от нуля до максимума резистором R3. Контроль времени нарастания яркости производят по миганию светодиода HL1. При частоте вспышек светодиода 2 Гц, время нарастания от нуля до максимума составляет 8 секунд.

Отзывы и вопросы по усовершенствованию данного устройства читатели могут направлять в комментарии или через личные сообщения на сайте.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество ПримечаниеМагазинМой блокнот
DD1, DD3 МикросхемаКР1564ЛА32 74HC00NПоиск в магазине ОтронВ блокнот
DD2, DD6 МикросхемаКР1564ИЕ192 74HC393NПоиск в магазине ОтронВ блокнот
DD4, DD5 МикросхемаКР1564ИЕ72 74HC193NПоиск в магазине ОтронВ блокнот
DA1 Линейный регуляторКР1181ЕН51 78L05Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VT1 Биполярный транзистор
КТ503Б
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VT2 Биполярный транзистор
КТ973Б
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VT3 Биполярный транзистор
КТ972Б
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VT4 MOSFET-транзистор
HIRF840
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD1 СтабилитронBZX55C121 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD2 Выпрямительный диод
FR107
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD3 Диодный мост
RS407L
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD4-VD8 Диод
КД522Б
5 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
HL1 Светодиод1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С1, С2 Катушка индуктивности100 пФ2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С3 Конденсатор1 мкФ1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С4 Конденсатор0.22 мкФ1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С5 Электролитический конденсатор22 мкФ 10 В1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С6 Конденсатор0.47 мкФ1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С7 Электролитический конденсатор220 мкФ 16 В1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С8 Электролитический конденсатор10 мкФ 10 В1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R1, R9 Резистор
27 кОм
2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R2 Резистор
1 кОм
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R3 Подстроечный резистор47 кОм1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R4, R7 Резистор
33 кОм
2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R5, R6 Резистор
10 кОм
2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R8, R11 Резистор
7.5 кОм
2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R10 Резистор
22 кОм
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R12, R13 Резистор
100 Ом
2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R14, R15 Резистор
36 кОм
2 2 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
EL1 Лампа накалывания220 В1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
FU1 Предохранитель1 А1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
XN1-XN4 Клеммный зажим4 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Теги:

Опубликована: 0 0
Я собрал 0 4
x

Оценить статью

  • Техническая грамотность
  • Актуальность материала
  • Изложение материала
  • Полезность устройства
  • Повторяемость устройства
  • Орфография
0

Средний балл статьи: 2.8 Проголосовало: 4 чел.

Комментарии (103) | Я собрал (0) | Подписаться

0
civil #
6 корпусов.
6 корпусов, Карл!
Ответить
+1

[Автор]
A_Odinets #
А про ПЛИС забыли? - Если нужен 1 корпус!
Ответить
0
civil #
Да ладно вам. 8-ногая ATTiny13 делает все тоже + все ваши хотелки. И из обвязки у нее 1 конденсатор да 1 резистор.И драйвер транзистора скорее всего не понадобится, т.к. у нее вполне приличная нагрузочная способность.
Ответить
+3

[Автор]
A_Odinets #
Вы путаете программно управляемый ШИМ и аппаратную схемотехническую реализацию ШИМ на ПЛИС или ИМС стандартной логики! Кроме того, без драйвера MOSFET’а не обойтись в любом случае! И дело не в нагрузочной способности, а в амплитуде выходного сигнала. У контроллера на выходе 5,5 В (мах), а нужно 12 В.
Отредактирован 06.08.2015 22:09
Ответить
0
AG #
Ну даже если он и путает (хотя, спорно, ничего он не путает), то что с того?
На МК можно реализовать запросто действительно ЛИНЕЙНОЕ увеличение мощности и яркости (задав закон изменения длительности импульсов во времени). И косяков типа "запланированной погрешности" или как ты там назвал баг со счетчиками, не будет.
Ответить
0
Smelter #
Зависимость яркости лампы накаливания от напряжения имеет линейный вид (Рис01.jpg). Как видно из рисунка, зависимость прямо пропорциональная. Подробнее об этом можно прочитать здесь: http://добраялампа.рф/info/vsestoronnij_analiz_obychnyh_lamp_nakalivaniya_ih_dostoinstva_i_nedostatki. То, что в данной схеме среднеквадратичное значение напряжения возрастает линейно — есть неоспоримый факт, поскольку закон изменения скважности определяется частотой НЧ-генератора на элементах DD1.3-DD1.4, которая постоянна.
Прикрепленный файл: Pic01.jpg
Ответить
0
Дмитрий #
Варианты для любителей минимализма.
Прикрепленный файл: 1.gif
Прикрепленный файл: 2.jpg
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Дело не в “минимализме”, а в отсутствии линейной зависимости среднего значения тока от времени в случае аналоговых вариантов.
Ответить
0
T-service #
Зачем MOSFET, чем симистор плох? 10 деталей и самый простой контроллер.
Ответить
+1

[Автор]
A_Odinets #
MOSFET управляется ШИМ-сигналом, а симистор требует фазоимпульсного управления. Реализация цифрового ШИМ-управления схемотехнически проще и не требует сложной настройки, в отличие от специализированного контроллера.
Отредактирован 07.08.2015 08:46
Ответить
0
Kampfkatze #
Столько деталей, чтобы плавно включить лампочку за червонец- это абсолютный рекорд. Следующий этап какой - схема на транзисторах и радиолампах?
И что-то ни одной фотки собранного чудовища...
Отредактирован 07.08.2015 10:16
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Вам, может быть, ещё и видео записать, как плавно включается лампа накаливания? Приведены же схема, рисунок печатной платы и подробное описание, а этого вполне достаточно для повторения. Если для Вас слишком много деталей и не устраивает даже 1 корпус ПЛИС, то возьмите 555-й таймер! Деталей будет куда меньше и драйвер не нужен при 12-вольтовом питании. Только это уже будет аналоговый, а не цифровой ШИМ!
Ответить
0
Kampfkatze #
На такую ерунду не нужен ни ПЛИС, ни МК, ни даже 555 и тем более - полевик. Разберите диммер, Вас весьма удивит его простота.
А есть что сфотографировать-то? Едва-ли Вы собирали это. Двухстороннюю ПП для такого чуда заказывали где, или сами рисовали?
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Да причём тут диммер? Данный автомат плавно увеличивает яркость от нуля до максимума в автоматическом режиме! Вы сами будете удивлены, что ручку резистора не придётся каждый раз крутить, когда вы включаете лампу, в отличие от диммера! Можете не сомневаться: плата сделана вручную, автомат изготовлен и находится в работе в составе люстры. В отличие от других аналоговых автоматов происходит идеально плавное нарастание яркости лампы накаливания.
Ответить
0
Kampfkatze #
"Да причём тут диммер?" - Вы бы ознакомились с реализацией симистора в подобных схемах. На них таки тоже можно сделать плавный запуск. Задёшево.
Я сомневаюсь - сфоткайте ЭТО пожалуйста. И куда Вы в люстре подобный толстый девайс запрятали. Я предположу, что ничего Вы не делали. Набросали схему из конца 80х - начала 90х, развели - и готово.
И ещё - чем "идеально плавное нарастание яркости лампы накаливания" отличается от не идеального. Может, ещё, обратную связь по току сделать? И как этот процесс влияет на долговечность лампы за ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ. Вы бы тогда графики выложили, что-ли. А не общие слова - "когда её сопротивление в холодном состоянии в несколько раз меньше, чем в нагретом". В этом состоянии нормальная лампа служит пару лет, без схемы запуска размером с телевизор. Крутить ручку диммера у Вас вызывает затруднения?
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Вы ошибочно понимаете предназначение данного автомата! Это НЕ ДИММЕР, а контроллер АВТОМАТИЧЕСКОГО плавного линейного нарастания яркости лампы накаливания!!! Если Вам так хочется покрутить ручку диммера – крутите в своё удовольствие! Но это уже будет не автоматическая, а ручная регулировка яркости. Покажите схему хотя бы одного аналогового автомата, обеспечивающего действительно ЛИНЕЙНОЕ нарастание яркости в автоматическом режиме?!! Все аналоговые контроллеры имеют НЕлинейную передаточную характеристику, что исключает плавное линейное нарастание среднего тока в нагрузке. Насчёт схемы “размером с телевизор” я Вам уже сказал - возможна реализация на ПЛИС.
Ответить
0
Kampfkatze #
Действительно "ЛИНЕЙНОЕ" нарастание тут и не нужно. Можно и нелинейное. Это ВЫ ошибочно понимаете. Нет нужды в ЛИНЕЙНОМ нарастании яркости. При первом броске тока есть ограничение - и хорошо. Фотки, уважаемый. Фотки. Что не собирали - даже и не оспариваете... Стало быть - мистифицируете...
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Товарищ, Камикадзе! Вы предъявляете “серьёзное” обвинение по поводу “мистификации”! Но я на Ваши грубые выпады не отвечаю. Скорее всего, истинная причина кроется в Вашем непонимании принципа работы, который очевиден из схемы электрической. Я Вам гарантирую, что данный автомат изготовлен и полностью соответствует приведённой схеме и описанию. Вы просто пытаетесь дискредитировать мою разработку, прекрасно осознавая её превосходство над ВСЕМИ известными аналоговыми вариантами. Действительно ЛИНЕЙНОЕ нарастание яркости гарантирует максимально благоприятный режим работы лампы накаливания, в отличие от лавинообразного броска тока в случае аналогового варианта. В заключение, искренне благодарен Вам за поднятие рейтинга статьи!
Ответить
0
ХОК #
Автор, я одного не пойму - к чему твои упоминания про ПЛИС и прочее?
Суть в том, что это слишком жёстко такую схему из 6 корпусов собирать для одной лампочки.
Да, на МК проще и лучше.
Говоришь, можно на ПЛИС. Да, можно. Ну так и выкладывай тогда на ПЛИС. Или ты снова оспоришь факт, что нецелесообразно собирать эту схему для одной лампы. Чем компенсируется и объясняется эта сложность и что она даёт?
"идеально плавное линейное нарастание среднего тока в нагрузке" - а оно надо, чтоб было ИДЕАЛЬНО?
" приводит к увеличению яркости лампы накаливания с шагом 0,4%" - прям 0,4% именно яркости? Ну пусть будет 5%, схема упростится?
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Да, схема упростится с 6 до 4 корпусов, если сделать дискретность не 256, а 16 градаций яркости, т.е. с шагом 6,4 процента вместо 0,4. Но тогда уже будет заметно СТУПЕНЧАТОЕ возрастание яркости. Но Вас же не заставляют собирать ТАКУЮ громоздкую схему! Аж видите ли – 6 корпусов для Вас – это слишком много! Здесь приведено лишь частное схемное решение, а выбирать конкретную реализацию – это право каждого пользователя. Да, линейное идеальное нарастание среднего тока (яркости) полностью оправдано. Это гарантирует максимально благоприятный режим работы лампы накаливания, в отличие от лавинообразного броска тока в случае аналогового варианта! Упоминание по ПЛИС и прочее – частные способы реализации! Теперь понятно?!!
Ответить
0
Kampfkatze #
"а выбирать конкретную реализацию" - фото в студию. Спички пополам не раскалываете?
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Уважаемый товарищ, Камикадзе! Вы предъявляете “серьёзное” обвинение по поводу “мистификации”! Но я на Ваши грубые выпады не отвечаю. Скорее всего, истинная причина кроется в Вашем непонимании принципа работы, который очевиден из схемы электрической. Я Вам гарантирую, что данный автомат изготовлен и полностью соответствует приведённой схеме и описанию. Вы просто пытаетесь дискредитировать мою разработку, прекрасно осознавая её превосходство над ВСЕМИ известными аналоговыми вариантами. Действительно ЛИНЕЙНОЕ нарастание яркости гарантирует максимально благоприятный режим работы лампы накаливания, в отличие от лавинообразного броска тока в случае аналогового варианта.
Ответить
0
Kampfkatze #
Чего стоят Ваши слова и гарантии, если Вы фото представить не в состоянии... Никакого превосходства Вашей схемы (конструкции никто не видел) нет.
Ответить
0
Halex #
Да, линейное идеальное нарастание среднего тока (яркости)
Слегка "коробит" от такой уверенности... На обычном резисторе - да, и то ТКС скажется, а вот на лампочке... Впрочем, может я чего "не догоняю", и производители ламп накаливания уже стали выпускать лампочки с линейной ВАХ? Ну, та-да полностью оправданное решение, такие лампочки будут стоить круто, уж никак не червонец за штуку, их стоит поберечь. Ну, а если всё-же учитывать ВАХ лампочки, то программный ШИМ на таблицах, который для 256 дискретов влёгкую впихивается в "муху" типа Tiny-13, или PIC12F (опять же одна таблетка, против вашей пригоршни) выглядит намного предпочтительней.
Отредактирован 07.08.2015 21:10
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
ВАХ, на которую Вы ссылаетесь, приведена для форсированного разогрева нити лампы накаливания. Именно в таком случае нарастание тока в лампе будет происходить НЕлинейно и лавинообразно, что и наблюдается повсеместно в случае всевозможных АНАЛОГОВЫХ автоматов. В случае же данного цифрового контроллера происходит действительно линейное нарастание среднего тока вследствие медленного (до 10 секунд) постепенного разогрева спирали. Что касается Вашего Tiny13 – можно только пожелать Вам успехов в написании таблицы аппроксимации программного ШИМ из 256 значений.
Ответить
0
Halex #
Таки? всё-таки заговорили по другому? Тока, а не яркости!!! Последняя зависит от мощности, каковая при равномерном приращении тока будет изменяться нелинейно. А аппроксимация графика при навыках пользования даже обычным MS Excel дело часа-двух. Уже много раз такое проделывал и для светодиодного плафона в авто, и для линеаризации термисторов. А вот Вам не мешало бы привести не видео, а хотя бы результат маленькой лабы со снятием люксметром характеристик светового потока лампочки от тока через неё в случае Вашего аппаратного ШИМ. Там и дел - врезать кноМпочку, да померить, причем даже не все 256 дискретов, а хоть десятую часть от них. Вот тут мы и увидим "идеальное нарастание яркости"...
Отредактирован 07.08.2015 22:07
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Мощность, при нелинейном приращении тока будет изменяться нелинейно в случае нелинейного приращения сопротивления нити лампы накаливания, вследствие разогрева спирали. Ведь так? Но приращение сопротивления претерпевает линеаризацию вследствие медленного разогрева, чего нельзя сказать в случае аналоговых автоматов при лавинообразном возрастании тока вследствие нелинейности передаточной характеристики биполярных или полевых транзисторов. В случае цифрового аппаратного ШИМ происходит линеаризация приращения сопротивления нити лампы накаливания, в результате медленного разогрева, и, как следствие, линеаризация приращения среднего значения тока или приращения яркости.
Ответить
+1
AG #
Автор, даже при линейном возрастании тока через нагрузку (если при этом сопротивление будет постоянным либо линейно-возрастающим), мощность будет возрастать нелинейно (и яркость, которая от нее зависит, тоже).
Объясняется это всего-навсего тем, что
P=I^2 * R.
Мощность зависит от квадрата тока.
Для того, чтобы зависимость в этом выражении приобрела линейность, требуется зависимость множителя R от тока. Причем обратно-пропорциональная. Иными словами, вместо R должно быть R/I и всё выражение тогда будет выглядеть так:
P = I^2 * (R/I)
здесь зависимость между P и I линейная.
Как видно, второй множитель с возрастанием тока уменьшается.
У тебя в лампе тоже что ли с ростом температуры нити сопротивление линейно уменьшается в зависимости от тока?
Ответить
+2

[Автор]
A_Odinets #
А что Вы скажете насчёт другой зависимости, куда сопротивление нити накаливания не входит: P=UxI, где среднеквадратичное значение напряжения U=const в случает ШИМ? В случае линейного возрастания тока, зависимость P(I) имеет линейный вид при постоянном напряжении. Следовательно, яркость возрастает линейно, в соответствии с линейно возрастающей мощностью. Предлагаю дальнейший спор считать бессмысленным, поскольку линейное возрастание яркости подтверждается экспериментально визуальным наблюдением.
Отредактирован 08.08.2015 21:04
Ответить
+1
AG #
На каком интервале времени напряжение у тебя = const? И как так выходит, что ток возрастает, а напряжение остаётся постоянным? На каком интервале времени ты всё это рассматриваешь?
P.S. Так я и не спорю с тобой. Поясни, я не пойму просто логики.
Ответить
+2

[Автор]
A_Odinets #
Логика очень простая. Среднеарифметическое значение напряжения за ЛЮБОЙ выбранный период времени остаётся постоянным. Средняя мощность возрастает за счёт увеличения среднего значения тока вследствие уменьшения скважности импульсов ШИМ-последовательности. При максимальной скважности (рис.1а) длительность импульсов минимальна, а значит, минимальна и средняя мощность в нагрузке. И, наоборот, при минимальной скважности (рис.1б) длительность импульсов максимальна, а значит, максимальна и средняя мощность в нагрузке. Сказанное поясняет рисунок во вложении.
Прикрепленный файл: PWMpatterns.jpg
Ответить
0
AG #
Чего-чего?
За ЛЮБОЙ выбранный период времени среднее значение напряжения остаётся постоянным???

"Широтно-импульсная модуляция (ШИМ, англ. pulse-width modulation (PWM)) — управление средним значением напряжения на нагрузке путём изменения скважности импульсов, управляющих ключом."
Wiki

Итак, рассматриваем нижние рисунки, где как раз отображены графики напряжений.
Очевидно, что напряжение на нагрузке получается из полуволн сетевого выпрямленного синуса.
ШИМ в определенные моменты времени подаёт импульсы определенной длительности. В случае, если бы имело место постоянное напряжение, то амплитуда импульсов была бы всегда одинакова. Здесь этого нет, но это не главное.
За счет изменения длительности импульсов ИЗМЕНЯЕТСЯ среднее значение (среднее, среднеквадратичное) напряжения. Действующее значение напряжения пропорционально площади импульсов ШИМ, и, таким образом, меняется в зависимости от их ширины. Чем шире импульсы - тем больше действующее значение напряжения на нагрузке. Никак напряжение не может оставаться постоянным, собственно, за счет этого и происходит регулирование.
В случае резистивной нагрузки ток по форме в точности повторяет форму прикладываемого напряжения, таким образом, тоже имеет форму импульсов.
В данном случае, изменение мощности происходит за счет изменения действующего значения напряжение (и связанного с ним по закону Ома тока). Только для лампы еще впридачу имеет место быть зависимость сопротивления от температуры, т.е. тока.
И далее - насколько мне известно, глаз имеет нелинейную светочувствительность. Линейность изменения яркости человеческим глазом воспринимается при логарифмическом изменении её на самом деле.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
В дополнение к предыдущему комментарию. Среднеарифметическое значение напряжения за ЛЮБОЙ выбранный период (НЕ МЕНЕЕ 10 миллисекунд!) времени СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ФИКСИРОВАННОМУ ЗНАЧЕНИЮ СКВАЖНОСТИ остаётся постоянным. Естественно, при уменьшении скважности возрастает и среднеквадратичное значение напряжения, а значит, возрастает мощность за счет изменения действующего значения напряжения (и связанного с ним по закону Ома тока).
Ответить
0
AG #
То ты пишешь сначала, что за счет изменения тока при постоянном напряжении меняется мощность, то теперь всё-таки за счет напряжения (и ток, разумеется, при этом тоже меняется).
Ладно, как всё это работает, я лично знаю. Но новичков ты такими объяснениями с толку собьёшь.
Увеличение длительности импульсов во времени у тебя линейно происходит, насколько я понял?
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Совершенно верно! Увеличение длительности импульсов происходит линейно во времени! Всё достаточно просто. При любом фиксированном значении кванта скважности среднеарифметическое значение напряжения остаётся неизменным. Ведь так? Но, несмотря на то, что U=const, ЯРКОСТЬ ЛАМПЫ ПРОДОЛЖАЕТ ВОЗРАСТАТЬ вследствие разогрева спирали, хотя и незначительно в пределах 0,4 процента. Импульсы тока продолжают разогревать нить накаливания, поэтому сопротивление нити возрастает при неизменном среднеквадратичном значении напряжения в пределах фиксированного кванта скважности. Получается линейно-кусочная аппроксимация возрастания среднего значения тока. Таким образом, среднеарифметическое значение напряжения возрастает с шагом 0,4 процента, а в пределах каждого кванта скважности происходит линейное приращение среднего значения тока. В случае цифрового аппаратного ШИМ происходит линеаризация приращения сопротивления нити лампы накаливания, в результате медленного разогрева, и, как следствие, линеаризация приращения среднего значения тока или приращения яркости. Спасибо за Ваш отзыв!
Ответить
0
Константин #
При любом фиксированном значении кванта скважности среднеарифметическое значение напряжения остаётся неизменным. Ведь так?
Нет, не так.
Что такое "квант скважности"? Может быть яркости? Весь ваш комментарий не содержит смысла, это просто нагромождение "умных слов". Если вам есть что ответить, выражайтесь проще! Мы не в НПО имени Лукашенко по производству элементов питания из бульбы для освещения туалетов типа "сортир".
Ответить
0
AG #
Автор под "квантом скважности" подразумевает время, в течение которого НЕ происходит её изменения.
Ну то есть схема работает, как я понял, так:
устанавливается минимальная длительность импульсов и она остаётся таковой в течение некоторого времени (это время и названо "квант скважности"). Потом скачкообразно длительность импульсов увеличивается на некоторую величину и снова некоторое время остаётся таковой (еще один "квант"). Ну и так далее.
Вообще говоря, как я уже говорил, мощность зависит от тока (и напряжения) нелинейно, и коли ток/напряжение увеличивается во времени линейно, то мощность и яркость будет изменяться во времени нелинейно.
Да тут еще накладывается то, что и сопротивление в зависимости от нагрева тоже увеличивается, т.е. зависит от тока. А чтобы появилась линейность в зависимости P(I), как я писал выше, сопротивление должно зависеть от тока - уменьшаться с его ростом, линейно. Всё это я выше писал.
Короче, надоели разбирательства с линейностью, я считаю её нет. Ну разве что типа спираль настолько идеально не сразу прогревается, из-за чего и происходит линеаризация. Однако, тут я не имею возможности рассчитать точно, поэтому о линейности считаю говорить нецелесообразно.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Мощность равна произведению напряжения на силу тока: P=UxI. Чисто линейная зависимость. Попробуйте доказать обратное.
Ответить
0
Константин #
Всё это я выше писал.
Вы совершенно правильно все написали. Схема наверно будет работать, если ее кто-нибудь однажды соберет, но не так красиво и идеально как гарантирует автор. И там ошибка со счетчиками, но это мелочь.
Автор, видео будет или фото хотябы?
Ответить
-1
Незнайка #
Подразумевать конечно можно все что угодно, но ясности это не добавляет. Давайте соблюдать этикет. Скважность это скважность, характеристика управляющего сигнала, инструмента достижения цели. А квант, это величина, уровень на дискретном отсчете времени некой функциональной зависимости, которая формируется из этих уровней (градаций). В данной схеме, насколько я понял, автор пытается сформировать супер идеальную линейно нарастающую яркость лампы накаливания, прибегнув к цифро-аналоговым преобразованиям. Собственно это ему не удалось, в силу нелинейности самой лампы накаливания и особенностей его схемы, которая далека от идеальной линейности формирования байтов в цифровой последовательности. Зато это сильно усложнило схему устройства и поставило под сомнение рациональность данного схемного решения, что было замечено в первом же комментарии к статье. В результате, мы возможно бы смогли наблюдать некий удовлетворяющий нас результат работы схемы, но только благодаря особенностям нашего зрения. С технической точки зрения схема далека от совершенства, на которое так упирает автор, и проигрывает элементарным аналоговым регуляторам по всем критериям. Кстати говоря, автор продемонстрировал нам основной бич всех проектов на ПЛИС - проблему синхронности сигналов схемы, когда вроде бы лаконичный код начинает работать не пойми как.
Ответить
0
AG #
Фактически, рассуждения мои переходят в плоскость такую - насколько линейно во времени возрастание тока через разогреваемую спираль при скачкообразном увеличении длительности импульсов.
Есть ли там линейность - уж извините, это, господа, я не знаю...
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
P=UxI. Чисто линейная зависимость. Докажите обратное.
Ответить
0
AG #
Ток зависит от напряжения, или напряжение от тока, ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ЗАКОНОМ ОМА!!! При изменении одного, меняется и другое. Именно поэтому можно вывести формулу:
P=U*I =U^2 / R = I^2 * R. Между формулами знак равенства, они не противоречат друг другу, чего ты мне их противопоставляешь.
Вот идёт серия импульсов определенной длительности, значит действует напряжение постоянной среднеквадратичной величины и течет ток, тоже постоянного среднеквадратичного значения.
Затем твоя схема скачком увеличивает длительность импульсов, увеличивается действующее значение напряжения и увеличивается среднеквадратичное значение тока. При этом еще и возрастает сопротивление нити (по какому-то закону. То есть появляется зависимость R от I. Очевидно, что прямо пропорциональная т.к. при нагреве сопротивление растет. Степень тока в формуле P = I^2 * R(I), очевидно, при этом не понижается. Какая тут линейность???). Вообще, есть уверенность, что излучение в видимой области спектра нагретой нити линейно зависит от тока? У меня, лично, нет.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Здесь имеется ввиду линейное увеличение среднего значения тока в пределах ВСЕГО ДИАПАЗОНА изменения яркости от 0 до 94 процентов.
Ответить
0
AG #
В формуле P=U*I сразу обе величины начинают одновременно возрастать, он мне про линейность говорит.
Линейной эта зависимость будет только если одна из них фиксирована.
Лучше ты докажи нам, как так у тебя одно возрастает без другого на нагрузке без реактивных элементов. Более того, у которой сопротивление зависит от тока...
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Среднеквадратичное значение напряжения фиксировано в пределах ФИКСИРОВАННОГО кванта скважности.
Ответить
0
AG #
У тебя в схеме - из линейно-зависимых выражений только лишь увеличение длительности импульсов от времени. Мощность определяется сплошь нелинейными зависимостями (как по своей изначальной сути, так еще и нелинейной зависимостью сопротивления лампы от приложенного напряжения/тока).
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Линейного увеличения длительности импульсов от времени вполне достаточно для линейного возрастания среднего значения тока в пределах ВСЕГО ДИАПАЗОНА изменения яркости.
Ответить
0
AG #
Вот человек провел измерения - зависимость мощности лампы от приложенного напряжения:
http://www.samelectric.ru/spravka/soprotivlenie-niti-lampy-nakalivaniya.html

видно любому человеку с глазами, что зависимость мощности лампы от напряжения - нелинейная, а значит, и яркости.
Линейно увеличивая длительность импульсов во времени = среднекрадратичное напряжение, мощность будет возрастать нелинейно. Вопрос закрыт, больше доказывать я ничего не буду.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Для линейного увеличения среднего значения тока в пределах ВСЕГО ДИАПАЗОНА субъективное восприятие зрения человека не имеет значения.
Ответить
0
AG #
И визуальная линейность возрастания яркости объясняется нелинейным восприятием глаза, что есть неоспоримый медицинский факт.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Для максимально безопасного режима работы нити лампы накаливания СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗРЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ.
Ответить
0
AG #
ТАК ТЫ ПРО ЛИНЕЙНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ИМЕННО МОЩНОСТИ И, СООТВЕТСТВЕННО, ЯРКОСТИ ПИСАЛ, хотя с самого начала тебе говорили, что, у тебя ТОК линейно возрастает, а НЕ мощность и НЕ яркость.
ДА, для безопасности лампы это хорошо, в моём устройстве тоже ток линейно возрастает, НО НЕ МОЩНОСТЬ.
Ладно, разговор считаю завершенным. Все всё поняли, что хотели.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Вы имеете ввиду Ваш плагиат? Моё мнение остаётся прежним. Вы НИЧЕГО нового НЕ придумали. И точка. Вопрос закрыт.
Ответить
0
AG #
Ты о чем? Какой плагиат? Что курим?
Складывается впечатление, что ты просто троллингом свою тему раскручиваешь: пишешь непонятно что, потом пишешь ровно то же, о чем тебе говорю я и другие, а потом при всём при этом, говоришь что у тебя свое другое мнение.
Не тебе решать, где мне ставить "точку".
Ответить
0
AG #
"...линейного увеличения среднего значения тока в пределах ВСЕГО ДИАПАЗОНА" - у тебя ТОК линейно возрастает, а не мощность.
При линейном возрастании тока через лампу, мощность не возрастает линейно.
Если хочешь, дальше думай так же и позорься.
Тебе уже трое разных людей об этом написали, в том числе я.
Чтож, ты считаешь себя "правее" всех. Твое дело.
Только ты не прав.
Ответить
0
AG #
Вообще, очень странно, что ты вроде сам схему разработал, но не можешь до сих пор разобраться, что линейно у тебя, а что нет.
То одно ляпнешь, то другое, о чем тебе неоднократно уже говорили, в том числе, и другие люди.
Ответить
0
AG #
"Действительно ЛИНЕЙНОЕ нарастание яркости гарантирует максимально благоприятный режим работы лампы накаливания"

"Линейного увеличения длительности импульсов от времени вполне достаточно для линейного возрастания среднего значения тока в пределах ВСЕГО ДИАПАЗОНА изменения яркости"

Вот два твоих высказывания, и они друг другу противоречат. При линейном возрастании тока, яркость (и мощность) не возрастают линейно. При линейном изменении тока (напряжения) во времени, мощность и яркость возрастают нелинейно в течение этого времени.
Хоть из штанов выпрыгни, но это факт, и я его подтвердил формулами. И не только я.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Читайте мой комментарий от 10.08.2015 – 13.37 ещё раз. Потом ещё раз, ещё и ещё и так до тех пор пока не поймёте, каким образом работает кусочно-линейная аппроксимация. А повторяться больше не буду. И так уже всё разжевал для Вас досконально. Даже школьник способен понять. И точка.
Ответить
0
A_Odinets #
Для того, чтобы зависимость в этом выражении приобрела линейность, требуется зависимость множителя R от тока. Причем обратно-пропорциональная.
Именно так и есть! Зависимость сопротивления (R) от тока (I) ОБРАТНОпропорциональная по Закону Ома: I=U/R отсюда R=U/I. Именно поэтому степень понижается в формуле: P=I^2 * R и мы получаем линейную зависимость мощности от тока! Подставим сюда выражение для сопротивления из Закона Ома и получим: P= I^2 * R = I^2 * U/I = I * U. Таким образом, получаем линейную зависимость мощности от тока и напряжения: P=UxI. Здесь ток и напряжение возрастают линейно и пропорционально, так как связаны друг с другом по Закону Ома через сопротивление I=U/R, а зависимость сопротивления от температуры линейна почти во всём диапазоне, как показано на графике во вложении.
Прикрепленный файл: Lighting.jpg
Прикрепленный файл: Resistance.png
Ответить
0
AG #
"линейное нарастание среднего тока вследствие медленного (до 10 секунд) постепенного разогрева спирали."
Не свисти. Нарастание тока происходит не линейно, а кусочно-линейно. А именно - скачками во время скачкообразного изменения скважности. Критично ли это - нет. Идеально линейно (как ты говоришь) - тоже нет.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Читайте ещё раз внимательно комментарий от 10.08.2015 – 13.37 и тема закрыта.
Ответить
0
AG #
Ты своими попытками уйти от ответа и расставляя постоянно "точки" и "закрывая темы" уже просто смешон :) Напоминаю, что где мне ставить точку - решать будешь не ты :)
Неоднократно уже и Незнайка, и другие господа тебе задавали вопросы - откуда ты берешь свои цифры хоть о линейности, хоть о погрешности. При этом гарантируешь идеальность.
Ты не привёл не одной формулы в подтверждение, кроме P=IU, и то которая, как для тебя ВНЕЗАПНО оказалось, опровергает "твою науку" и подтверждает наши мнения.
Непонятно как ты разработал схему, раз в нескольких очевидных вопросах не разберешься до сих пор.
Вот теперь, пожалуй, точка. Ну или продолжаем, мне-то несложно, даже весело уже :)
Ответить
0
A_Odinets #
В данном случае, мощность равна произведению амплитуды импульсов U на их длительность tи, P=Utи, где среднеквадратичное значение напряжения U за ЛЮБОЙ период времени (не менее 10 мс) постоянно U=const. Происходит это, потому что MOSFET транзистор работает в ключевом режиме. Если в первом случае (транзистор закрыт) падение напряжения на лампе равно нулю, то в другом случае (транзистор открыт) на лампе падает полное действующее напряжение сети 220В. В данном случае скважность импульсов изменяется с периодом t=T/N=10000/240=41,6(6) мс, где T—время нарастания яркости от 0 до 94 процентов, 10 секунд, и N — количество градаций яркости. Поэтому яркость возрастает с шагом 41,6(6) мс. В данной схеме скважность импульсов изменяется линейно и это очевидно, поскольку закон изменения скважности импульсов определяется частотой НЧ-генератора на элементах DD1.3-DD1.4, которая постоянна. Следовательно, мощность и зависящая от неё яркость также возрастают линейно. Ну, вот теперь, пожалуй, и точка.
Ответить
+1
vlad #
А мне нравится. На МК сделает любой второклассник - типовая схема из учебника, пардон, даташита и простейшая программка на уровне недели изучения программирования. А настоящая цифровая техника - это как раз вот оно. Да, по современным понятиям, девайс странный. Но ведь сколько кайфа от проектирования! "Теплая ламповая" схемотехника :)
Ответить
0
AG #
Не сделает ЛЮБОЙ второклассник.
Любому второкласснику понадобится как минимум программатор, который либо стоит не каждому второкласснику по карману, либо его собирать нужно, что не сложнее, чем эта схема.
И отладить еще не забыть.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Ваш комментарий говорит именно в пользу данной разработки. Схема практически не требует наладки, программатора, принцип работы прост и понятен из описания.
Ответить
0
AG #
Так я и не хамлю твоей конструкции
То, что мы выясняли линейность-не линейность, к моему отношению к данной схеме отношения не имеет :)
То, что ты разработал эту схему - я одобряю, честно. Да, она, вероятно, большевата, но, как ты сам сказал, эту схему можно нарисовать и зашить в ПЛИС. Лично мне было бы это, конечно, интереснее, если бы ты еще и это проделал.
Но схема хуже от этого не становится.
Правда, ты сам признался, что в логике работы (ну и Незнайка еще заметил) есть "единичные сбои коэффициента заполнения (скважности) ШИМ. И они будут периодическими, но незаметными на глаз" - я не сторонник таких приключений, но ладно, пусть так...
Ответить
0
Незнайка #
Ваша схема не может генерировать линейную последовательность в принципе! В схеме грубейшая ошибка!
Хватит нам тыкать ПЛИСом, давайте свою схему на ПЛИС. ПЛИС куда более актуально на сегодняшний день, чем нагромождения из дискретных логических микросхем.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Случайно, не поделитесь Вашим “экспертным” мнением, уважаемый Незнайка? Или так и оставите своё голословное заявление? Читателям будет интересно узнать, в чём состоит “ошибка” по Вашему мнению, и какое влияние она оказывает на работу устройства?
Ответить
0
Незнайка #
Случайно могу, только толку-то. Студент с такой ошибкой в курсаче по "цифровой схемотехнике" сразу улетает в бан до следующей сессии. И поскольку вы их делаете, не смотря на весь свой перфекционизм и гонор, ваших скудных познаний вряд ли хватит, чтобы понять объяснение. В вашей схеме неправильно предустанавливаются счетчики DD4 и DD5. С такой "кривой" схемой "орать во всю ивановскую" об "идеальности" станет только явный проходимец и шарлатан. Изучайте цифровую схемотехнику.
Ответить
+1

[Автор]
A_Odinets #
А с чего Вы вообще взяли, уважаемый Незнайка, что “предустановка счётчиков DD4 и DD5”, по Вашему мнению, производится ошибочно? Если Вы имеете хоть какое-то отношение к цифровой схемотехнике, то Вам должно быть известно такое понятие как “запасенная погрешность” или “заложенная погрешность” или “запроектированная погрешность” или “зарезервированная погрешность”. В данном устройстве происходит взаимодействие двух частей асинхронной системы: 1) генератор на элементах DD1.3, DD1.4 и счётчики DD6.1, DD6.2 — это первая часть асинхронной системы и 2) остальная часть схемы — DD1.1, DD1.2, DD2.1, DD2.2, DD3.1, DD3.2, DD4, DD5, DD3.3, DD3.4 — это вторая часть асинхронной системы. Для корректного взаимодействия двух частей асинхронной системы обычно вводится между ними буфер типа FIFO для правильной предустановки счётчиков DD4, DD5, независимо от формируемой счётчиками DD6.1 и DD6.2 двоичной комбинации. Сигналы предустановки счетчиков DD4, DD5 (входы «С» на схеме) и обновление информации на входах D0..D3 являются асинхронными. Но в данной схеме буфер FIFO отсутствует, вследствие чего возникнет ситуация когда в счетчики DD4, DD5 будет записываться некое значение, которое возникает в момент переключения счетчиков DD6.1 и DD6.2. Данная ситуация будет проявляться только при определенном сдвиге начальных фаз периодов генераторов. Сдвиг фаз можно вычислить исходя из времени задержек распространения фронтов сигналов в применяемых микросхемах. Выглядеть это будет как единичные сбои коэффициента заполнения (скважности) ШИМ. И они будут периодическими, но незаметными на глаз. Таким образом, в связи с отсутствием в данной схеме буфера FIFO, “запасенная погрешность” или “заложенная погрешность” или “запроектированная погрешность” или “зарезервированная погрешность”, уважаемый Незнайка, при 256 градациях яркости не превышает 0,4 процента, что абсолютно незаметно для глаз. И на будущее - к Вам убедительная просьба: выбирайте выражения прежде, чем называть кого-то “явным проходимцем и шарлатаном”. И не нужно сравнивать профессионального разработчика со своими студентами. Надеюсь, Ваши студенты узнают о Вашем поведении и сделают о Вашей компетентности соответствующие выводы.
Ответить
+1
Незнайка #
Все что вы написали полная ерунда, научитесь хотя бы копипастить. Вы неумело и без малейшего понятия, о чем пишите, переписали это с комментария, написанного к вашей же статье.
http://cxem.net/sound/light/light104.php#comment-40204
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Если Вам, Незнайка, нечего сказать по существу (в чём конкретно, по-Вашему, ошибка), тогда не стоит бросаться голословными обвинениями – для этого много ума не нужно! Здесь не экзамен по цифровой схемотехнике, а портал для обмена опытом! Выслушивать Ваши циничные выпады и оскорбления я больше не намерен, поэтому дальнейшее общение с Вами, НЕзнайка, теряет смысл.
Отредактирован 11.08.2015 08:14
Ответить
0
Незнайка #
По существу могу сказать только одно - не надо горячиться, давайте разберемся спокойно.
Вот вы там нам пишете:
Таким образом, в связи с отсутствием в данной схеме буфера FIFO, “запасенная погрешность” или “заложенная погрешность” или “запроектированная погрешность” или “зарезервированная погрешность”, уважаемый Незнайка, при 256 градациях яркости не превышает 0,4 процента, что абсолютно незаметно для глаз.
Скажите, на каком основании вы утверждаете, что это будет 0,4%, и от какой величины взят этот процент? Насколько я понял 0,4% это шаг линейного увеличения яркости, как эта величина вдруг оказалась еще и погрешностью? Чтож это получается, несмотря на неправильную работу схемы (которую вы только что признали) погрешность генерации квантов яркости не превышает базовую? Объяснитесь, однако!
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Сначала ответьте, НЕзнайка, за Ваше голословное обвинение и циничные оскорбительные выпады в мой адрес и скажите в чем конкретно, по-Вашему, заключается ошибка в схеме. А до тех пор общение с Вами в таком тоне теряет смысл.
Отредактирован 12.08.2015 08:21
Ответить
0
Незнайка #
Конкретно я вам уже написал:
В вашей схеме неправильно предустанавливаются счетчики DD4 и DD5.
С чем вы поспешили согласится:
Для корректного взаимодействия двух частей асинхронной системы обычно вводится между ними буфер типа FIFO для правильной предустановки счётчиков DD4, DD5,
Но в данной схеме буфер FIFO отсутствует, вследствие чего возникнет ситуация когда в счетчики DD4, DD5 будет записываться некое значение, которое возникает в момент переключения счетчиков DD6.1 и DD6.2.
Случайное значение, разрешите вас поправить. Какая конкретика вам еще нужна? Вы сами ответили на свой вопрос.
Так что там с процентами и погрешностями, уважаемый, может просветите нас своим мощным интеллектом?
Ответить
0
AG #
Но в данной схеме буфер FIFO отсутствует, вследствие чего возникнет ситуация когда в счетчики DD4, DD5 будет записываться некое значение, которое возникает в момент переключения счетчиков DD6.1 и DD6.2. Данная ситуация будет проявляться только при определенном сдвиге начальных фаз периодов генераторов. Сдвиг фаз можно вычислить исходя из времени задержек распространения фронтов сигналов в применяемых микросхемах. Выглядеть это будет как единичные сбои коэффициента заполнения (скважности) ШИМ. И они будут периодическими, но незаметными на глаз
Что тебе непонятно-то, ты сам написал, в чем косяк. И это косяк, хоть и не критичный.
Так не должно быть в идеале.
Ключевое слово - "единичные сбои коэффициента заполнения". СБОИ... понимаешь? Сбои - это некорректно. В любом случае - неидеально.
Ответить
+1
DPK #
Схема хорошая. Такой вот урок аналого-цифровой схемотехники, что нынче большая редкость. А вопрос много-мало, дорого-дешево, делать-купить - это личное дело каждого.
Ответить
+1
emw #
Абсолютно согласен. И не за чем устраивать "бойню" без повода. Захотелось человеку сделать так, он сделал (из того, что возможно валяется без применения) и поделился. Ни в чем не обманул? Тогда какие претензии? Есть ошибки - поправьте и вам будет отдельное спасибо.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
За добрые слова Вам спасибо! Только такая элементная база, как Вы выразились, “валяется без применения” непосредственно в магазине “Интегралторгсервис” в нашем славном городе Минске! Собрать данный контроллер можно буквально за копейки и пару свободных вечеров.
Отредактирован 11.08.2015 23:21
Ответить
0
AG #
Да, есть ошибки в описании и некоторые нестыковки в работе устройства.
Однако, автор не желает их признавать и не счел нужным указать в описании.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Вот, значит, в чём дёло! Вас задевает до глубины души то, что я слишком идеализирую характеристики схемы?!! Так знайте, уважаемы AG или Архимед, что нить лампы накаливания имеет очень большую инерционность и визуально на работе данная “запроектированная погрешность” никак не сказывается! В коммерческом варианте на ПЛИС естественно данная особенность учтена. Ведь стал бы я писать здесь об этом, если бы не знал этого! В любом случае, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВАМ СПАСИБО за конструктивную критику! Она всегда помогает двигаться вперед! Чего и Вам желаю!
Ответить
0
AG #
Ты фото этого устройства-то не предоставил, существует ли оно вообще - большой вопрос.
И тебе спасибо!
P.S. Что за Архимед? Я так подумал, что это какой-то местный знакомый тебе человек. Разочарую - я сюда захожу крайне редко, и вот наткнулся на твоё творение. Так что я это я, не Архимед...и не кто-либо другой.
Ответить
0
arhimed #
Многоликий Константин, это мой первый (да, да , Шерлок!) комментарий к статье (и, уверяю вас, последний) - я, в отличии от вас, не привык прятаться за множеством имен. Но, я вижу, вы и здесь устроили аттракцион неслыханного невежества. Что тут можно сказать? Вам несколько человек доходчиво объяснили, что при линейном росте напряжения на лампе даже ток растет нелинейно (из-за увеличения сопротивления), не говоря уже о мощности и яркости (чтоб вы знали: даже зависимость яркости от мощности далеко не линейна). Вам бы согласиться (мол, это не мешает схеме выполнять свою функцию), но нет же, вы в своем стиле выставляете напоказ всем свое полное невежество!
В коммерческом варианте на ПЛИС естественно данная особенность учтена
Слово в слово то же самое вы утверждали в комментарии к своей другой поделке (по ссылке Незнайки). Не смешите людей! Вы не ответили на просьбу показать фото устройства на ПЛИС в той статье, уверен, не представите фото и в этой, потому что его нет в природе. Так зачем же попусту сотрясать воздух?
Судя по любви к элементной базе 80-х, вы далеко не мальчик, а ведете себя как хвастливый школьник!
Ответить
0
AG #
А-а-а, вот теперь всё ясно.
Про какой-то "плагиат", видимо, тоже как-то с Архимедом связано (хотя, я и у него плагиата не нашёл. Но это не моё дело).
Так-то, "аффтар", я на PIC16F628A собирал плавный запуск и регулятор, с нуля.
Ответить
0
Константин #
Вам несколько человек доходчиво объяснили, что при линейном росте напряжения на лампе даже ток растет нелинейно (из-за увеличения сопротивления), не говоря уже о мощности и яркости
Это Вы так думаете, Архимед, и глубоко заблуждаетесь! А вот официальная техническая документация на лампы накаливания говорит об обратном, что зависимость освещённости от напряжения и номинальной мощности имеет линейный вид (см. график во вложении). Кроме того, зависимость сопротивления (R) от тока (I) ОБРАТНОпропорциональная по Закону Ома: I=U/R отсюда R=U/I. А поскольку сопротивление нити возрастает в 11 раз с момента включения до полного разогрева, то рост сопротивления компенсирует рост силы тока! Именно поэтому степень понижается в формуле: P=I^2 * R и мы получаем линейную зависимость мощности от тока! Подставим сюда выражение для сопротивления из Закона Ома и получим: P= I^2 * R = I^2 * U/I = I * U. Таким образом, получаем линейную зависимость мощности от тока и напряжения: P=UxI. Здесь ток и напряжение возрастают линейно и пропорционально, так как связаны друг с другом по Закону Ома через сопротивление I=U/R, а зависимость сопротивления от температуры линейна почти во всём диапазоне, как показано на графике во вложении.
Прикрепленный файл: Lighting.jpg
Прикрепленный файл: Resistance.png
Ответить
0
Незнайка #
"Единичные сбои" в данной схеме дело обыденное (верхний график на картинке), но при определенных условиях схема вообще перестанет выполнять свои функции. Генерируемая цифровая последовательность и вслед за ней сигнал управления (ШИМ) превратятся в набор случайных квантов (нижний график). Происходить этот коллапс будет при сочетании периодов генераторов схемы и их начальных фаз. А именно, периоды генераторов должны быть кратными. То есть в период нарастания яркости должно вкладываться целое число периодов задающего генератора схемы. Посчитайте сами, сколько можно найти таких сочетаний - много. Думаю на этом можно ставить жирный крест на схеме.
Прикрепленный файл: фатал еррор.JPG
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
А вот и не угадали, товарищ НЕзнайка, при всём Вашем “могучем” интеллекте! Описанная Вами ситуация ТЕОРЕТИЧЕСКИ возможна только в случае БЕСКОНЕЧНО длительной работы устройства. Для этого нужен хотя бы миллион лет непрерывной работы устройства! В действительности работа НЧ-генератора на элементах DD1.3, DD1.4 ограничена во времени интервалом 1…10 секунд. Поэтому вероятность описываемой Вами ситуации практически равна НУЛЮ. Так, что, “жирный крест” нужно ставить не на моей схеме, а на Вашем “могучем интеллекте”. Надеюсь, на этот раз Вам доходчиво объяснил?!! Простите, если, что.
Ответить
0
AG #
Ты все эти свои "ааа, ну это да...ну это само собой...это маловероятно...это незаметно" в следующий раз в статье описывай, чтобы СРАЗУ было видно тем, кто будет собирать. Что тут не идеал, а сляпано как быстрее абы как.
Ответить
0
dkg10 #
Ещё скажу. "Архимеду" уже говорил об этом, бывает лампа перегорает от скачков в сети, ну там, если кто-то сварочник, скажем подключит в эту же сеть. И лампа перегорает с последующим КЗ. Автор поставил предохранитель на входе моста , чтобы транзистор силовой не сдох от такого кз. Остается найти того, кто же этот предохранитель будет менять в этом случае(??). Так что симистор мощный все же лучше смотрится...
Отредактирован 13.08.2015 23:17
Ответить
0
Незнайка #
Это будет происходить гораздо чаще. Думаю, этот эффект можно будет заметить при изменении температуры в комнате. То есть, при определенной температуре ваше устройство перестанет выполнять возложенные на него функции. Но, приоткрыв окошко или прикрыв, как вам будет угодно, спустя некоторое время оно начнет вас снова радовать плавностью включения вашей люстры.
Ответить
0
Константин #
Полнейший вздор и чепуха Незнайки! Никакими внешними температурными воздействиями невозможно засинхронизировать изначально асинхронные генераторы схемы, и, тем более, добиться целочисленной кратности периодов, т.е. сделать так, чтобы в один период НЧ-генератора укладывалось строго целое число периодов ВЧ-генератора! Внешнее температурное воздействие одинаково влияет на все компоненты схемы, а значит, все параметры изменяются одинаково. Вероятность просечки в данной схеме крайне мала и не оказывает практически никакого влияния на итоговую линейную последовательность нарастания длительности импульсов, а значит, и на возрастание среднего значения тока лампы накаливания. Автору респект!
Ответить
0
Незнайка #
А ваш Цифровой контроллер для светового шнура "дюралайт" вообще должен работать при суточном перепаде температур, который может достигать 30 градусов Цельсия и при этом долговременно или круглосуточно. Там этот эффект будет наблюдаться десяток раз за сутки, если не чаще.
Тока без обид, чувак, да.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Ничего подобного НЕ происходит! Никаких сбоев не происходит ни с дюралайтом, во всём диапазоне температур, ни с люстрой при многократных включениях! И хватит здесь устраивать цирк, товарищ НЕзнайка! Фантазируйте, пожалуйста, где-нибудь в другом месте!
Отредактирован 14.08.2015 10:03
Ответить
0
Незнайка #
Господа А. Одинец и К. Борисевич! Это вы тут фантазируете, то схему насочиняете, то коммент. Обоснуйте пожалуйста свои утверждения. Мое заключение основано на детальном аналитическом разборе вашей схемы с выполнением необходимых расчетов. Или вы опять предпочтете необоснованные утверждения, голословные заверения и сомнительные гарантии?
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Вы просто принципиально НЕ понимаете, уважаемый товарищ НЕзнайка, о чём идёт речь в статье! Данная схема представляет собой идеализированную модель, совершенную во всех отношениях! Если Вы не прекратите свои циничные оскорбительные выпады в мой адрес, то разговаривать с Вами будем уже на другом языке и в другом месте! И ещё раз предлагаю Вам прекратить фантазировать и окончательно прекратить своё цирковое представление!
Отредактирован 15.08.2015 12:35
Ответить
0
dkg10 #
А что бы автору не выдать, что просят. Там фото устройства и т.п. Я вот не постеснялся http://cxem.net/house/1-327.php, хоть и в бескорпусном исполнении и видео как работает пристегнул.
Ответить
0

[Автор]
A_Odinets #
Вы путаете программно-реализованное фазоимпульсное управление на МК и аппаратную схемотехническую реализацию ШИМ на ИМС стандартной логики! Ваша разработка не имеет ничего общего с моим цифровым контроллером!
Отредактирован 13.08.2015 22:54
Ответить
0
dkg10 #
Не понял. Как ни чего общего?
Плавное зажигание ламп реализовано? И, между прочим, это очевидно!
Ответить
0
AG #
Да не "парься", у автора что ни спроси - так ничто из существующего не имеет ничего общего с его мегапроектом, даже теория ;)
Меня вообще с кем-то перепутал вон, про какой-то плагиат написал
Ответить
0
dkg10 #
Ещё скажу. "Архимеду" уже говорил об этом, бывает лампа перегорает от скачков в сети, ну там, если кто-то сварочник, скажем подключит в эту же сеть. И лампа перегорает с последующим КЗ. Автор поставил предохранитель на входе моста , чтобы транзистор силовой не сдох от такого кз. Остается найти того, кто же этот предохранитель будет менять в этом случае(??). Так что симистор мощный все же лучше смотрится...
Ответить
0
dkg10 #
Ваш комментарий
Меня вообще с кем-то перепутал вон, про какой-то плагиат написал
Этот сыр-бор отсюда отсюда ещё
Ответить
Добавить комментарий
Имя:
E-mail:
не публикуется
Текст:
Защита от спама:
В чем измеряется сила тока?
Файлы:
 
Для выбора нескольких файлов использйте CTRL

Радиореле 220В
Радиореле 220В
UNI-T UT-61A Катушка Тесла
вверх