Если у Вас есть электрогитара и огромное желание играть рок музыку, но нет усилителя, то эта статья будет для Вас полезна! В статье я предлагаю конструкцию достаточно мощного гитарного усилителя с эффектом дисторшн.
Сигнал с электрогитары поступает на вход двухкаскадного усилителя, который обладает большим коэффициентом передачи. В качестве транзисторов VT1 и VT2 использованы отечественные транзисторы КТ3102Е.
Глубина искажения и порог наступления эффекта регулируется изменением коэффициента передачи каскада переменным резистором R4.
На рисунке 1 проиллюстрирована работа данного эффекта. Пунктирной линией обозначены границы нормальной (рабочей) области входного аудиосигнала. На верхнем первом графике представлен оригинальный сигнал поступающий на вход. Допустим, что в нем имеется два участка, на которых напряжение сигнала выходит за пределы нормальной области. Второй нижний график показывает то, что на выходе двухкаскадного усилителя наступает двустороннее симметричное ограничение этих участков, т.е. происходит "лимитирование" или "клиппирование".
Рис.1
В начальном положении переменного резистора R4 аудиосигнал практически не будет искажаться, тогда как при его выкрученном положении наступает клиппирование даже среднего значения напряжения входного сигнала с электрогитары. По ощущениям звук становится более жестким.
После того как мы получили эффект «Дисторшн» остается усилить звуковой сигнал. С этой задачей отлично справится усилитель собранный на микросхеме TDA2030 (или TDA2050). Питание на нее подается однополярное. Чтобы не перегружать вход усилителя выходной сигнал берется с коллекторной нагрузки транзистора VT2 с коэффициентом деления 1:27.
Обратите внимание, что питание схемы осуществляется от 2 батареек Крона с напряжением 9 В. Первая батарейка (GB1) питает левую часть схемы, отвечающую за искажение поступающего сигнала, а вторая (GB2) обеспечивает питанием усилитель на микросхеме TDA2030. Если напряжение подавать от блока питания, то возможны сетевые помехи в колонке.
Рис.2. Схема электрическая принципиальная
Ниже представлены фотографии процесса сборки.
В качестве корпуса была использована электромонтажная распред.коробка.
Переменный резистор в моем случае такой (не лучший выбор)
И небольшой лайфхак по изготовлению клеммы для батарейки "крона" из аналогичной старой. Для этого устройства их понадобится 2 шт.
Демонстрацию работы устройства вы можете посмотреть в прикрепленном видео. Выходной звук в моем случае прослушивается на колонку от музыкального центра (параметры колонки 6 Ом, 50 Ватт).
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
---|---|---|---|---|---|---|
DA | Аудио усилитель | TDA2030A | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
VT1 VT2 | Биполярный транзистор | КТ3102ЕМ | 2 | Поиск в магазине Отрон | ||
C1, C3 | Конденсатор | 0.22 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | ||
C2 | Электролитический конденсатор | 10 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
C4 | Электролитический конденсатор | 4.7 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
C5 | Электролитический конденсатор | 22 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
C6, C8, C9 | Конденсатор | 0.1 мкФ | 3 | Поиск в магазине Отрон | ||
C7, C10 | Электролитический конденсатор | 2200 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | ||
R1 | Резистор | 100 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
R2, R12 | Резистор | 2.2 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | ||
R3 | Резистор | 15 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
R4 | Переменный резистор | 15 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
R5 | Резистор | 10 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
R6, R7, R9, R11 | Резистор | 22 кОм | 4 | Поиск в магазине Отрон | ||
R8 | Резистор | 270 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
R10 | Резистор | 680 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||
Скачать список элементов (PDF)
Комментарии (78) | Я собрал (0) | Подписаться
Для добавления Вашей сборки необходима регистрация
[Автор]
[Автор]
[Автор]
[Автор]
И вот ещё, почему конденсатор С2 включен плюсом на минус питания? У вас все нормально работало при такой полярности включения?
[Автор]
Если будут какие-то вопросы по схеме - можно будет писать вам в личку? Буду невероятно благодарен.
[Автор]
Если не трудно можете поделиться с пользователями Вашим методом осуществления питания? Думаю многим поможет!
[Автор]
Намаячил часть этой схемы, а с мокрой тупик, не ясно, что с 2-мя ногами делать (у микря их 5, у модера - только 3)...
http://everycircuit.com/circuit/5739052744572928
Буду подключать выход к комбо 15 Вт.
[Автор]
1. Схема перегруза - это левая часть данной схемы до конденсатора С4.
2. Резисторы я использовал 0.25 Вт
3. С4 не нужен
4. Если к комбо подключать, то можно думаю R6 и R7 заменить на потенциометр 50 кОм. Паять по цвету как на рисунке ниже. Это позволит покрутив резистор согласовать параметры по входу усилителя и добиться лучшего звука.
[Автор]
[Автор]
А вообще более интересный звук можно получить в схеме, в которой изменение сигнала гитары происходит параллельно, разными способами и в конце ближе к выходу имеется возможность менять баланс между ними.
[Автор]
На 3й ноге звука может и не быть :) там минус питания. Проверьте правильность включения.
[Автор]
В принципе даже это не страшно, т.к. на видео видно, что все хорошо работает. Кстати при сборке схемы из двух купленных ТДА заработал лишь один, попадается брак.
Советую проверить обе части схемы отдельно, т.е. подать звуковой сигнал перед C4 на УНЧ (правая часть схемы) отключив GB1. Либо исправлять левую часть, для этого берем звук перед C4 и подключаем на любой усилитель (разумеется отключив GB2). Если дисторшн есть, тогда норм., если нет, то понижаем R5, либо пробуем снизить R6 и R7 до 10 - 15 кОм.
[Автор]
Собственно мой, вопрос, если я вас еще не обременяю: В чем может быть проблема на этот раз?
[Автор]
- все таки наверно дело в левой части схемы.
Что нибудь меняется при вращении R4?
И наконец я снова проверил печатку.
Почему на печатной плате соединены 3й и 5й выводы микросхемы?
смотрим картинку...
Левую часть не проверял еще.
Т.е. мне нужно разорвать связь конденсаторов С8 и С10 (которые вы нашли первый раз верно) с землёй и вместо этого к ним подключать плюс?
Может ответ и очевиден, но мне нужно подтверждение своих мыслей:)
А минус туда, куда сейчас они подключены.
Если ошибок больше нет, то заранее спасибо за консультацию и терпение
[Автор]
Хочется просто взять и сделать печатную плату самому, мне не трудно, просто долго и лень. Я бы посоветовал при создании печатной платы обязательно добавлять посадочные места и обозначения компонентов. А еще лучше освоить Альтиум дезайнер, т.к. там подход к созданию печатных плат другой, там трудно ошибиться.
А два кондера (С8, С10 вроде) вообще отсутствуют почему то.
Кстати по принципиальной схеме видно, что 3й вывод подключен на минус, 5й на плюс, полярность конденсаторов тоже паяем согласно схеме.
2. На сколько миллиампер нужен блок питания и как его подключить вместо двух "крон"?
Заранее спасибо!
1. Для добавления тембрблока нужно предусмотреть дополнительное усиление сигнала, т.к. RC-фильтры хорошо съедают "громкость" сигнала. Например, на любой усилковой микре, типа lm 386, tda2030, и т.д. или транзюке, хотя сам не пилил сие.
2. хз.
Если будете встраивать тембрблок, отпишитесь о результатах.
"Меса чего-то там": 80; 240; 750; 2200; 6000.
"Rock Crusher" (Стафф Гитариста из Slipknot, из аттенюатора): 75; 125; 175; 250; 375; 500; 750; 1200; 1600; 2500; 4000.
Последний по заявлениям должен моделировать звук любого динамика. Где-то чел заикнулся про активный эквалайзер, мол больше возможностей, я так понимаю, децибел можно побольше вытянуть. Собственно, есть познания, но мне лучше не проектировать ( %) :facepalm: )
Собственно, есть кто умный, кто может набросать схему? Есть мкра в корпусе дип16: "К1401УД3". На ней думаю, можно спокойно запилить. Можно ещё опционально добавить частоты 6к и 8к (примерно, может и излишне на 8к делать). Знаю, что перед и желательно после тембра ставят буферы (хоть на одном транзисторе - микре ведь тоже надо сигнал в адекватной "громкости" подавать).
[Автор]
[Автор]
Если задействовать плату с дисторшином - звука вообще нет, но это скорее всего я накосячил, а вот правая часть схемы работает,но...динамик 8Ом, 3W, питание от кроны с кнопкой включения. включаю питание, звучит чистый звук но около 5-7 сек, потом все рипит. Что это может быть? На видео колонка питается только от кроны?
И попробуйте запихнуть схему в корпус, хоть в консервную банку. Это уберет помехи.
У меня так одна схема дико фонила, потом в железную коробку с-под конфет засунул - так мало того, что звук стал "чистым", фон пропал. Полностью! Притом гитарке 200 у.е. всего! Хоть и но наме хамбакеры, тем не менее!
Удачи!
П.С. можно хоть корпуса, что на фотке использовать - лично мне помогло.
В нашем ВУЗе ни разу (!!!) не говорили про его расчёт/определение. Далее я сам сделаю блок тона, встрою в схему (как в тс9 "тон") и выложу сюда.
Но помогите определить это сопротивление, чтобы "level" работал максимально.
[Автор]
По поводу "блока тона" почему бы не использовать темброблок на ОУ, он неплохо себя показал при тесте http://cxem.net/sound/tembrs/tembr70.php
Операционный усилитель можно попробовать использовать любой из имеющихся.
[Автор]
Использовал советский динамик, звук выходит паршивенький, попробовал подключить к колонке со встроеным усилителем, но увы стало только хуже.
Получилось с первого раза, ничего не фонит даже без корпуса, но все же лучше заэкранировать. Результатом доволен, платой делюсь с Вами.
[Автор]
И ещё: до меня не доходит, как две батарейки можно заменить на один блок питания. И вообще возможно ли это?
Спасибо за схему!
И когда на осциллографе проверял саму плату экранировать пришлось, а то хватал сильно радиоволну. Хотя после перепайки и без экрана заработал