Реклама ⓘ
Главная » Усилители
Призовой фонд
на апрель 2024 г.
1. 100 руб.
От пользователей

Реклама ⓘ

Правда о цирклотроне... вся правда, и ничего, кроме правды...

Не так давно на www.dvdworld.ru разгорелась, не без участия автора, дискуссия про бестрансформаторные усилители вообще, и цирклотрон (circlotron) в частности. Автор оказался в меньшинстве... большинство же утверждало коллективную точку зрения на то, что...

  • Бестрансформаторные усилители играть не могут.
  • Бестрансформаторные схемы - "транзисторные".
  • Что такое цирклотрон? голос с задней парты: Это и есть бестрансформаторный усилитель?
  • Нет! У них у всех "стеблевая" топология.
  • Это новомодное изобретение такое. Типа Долби. Для домкино сойдет.
  • Это класс АБ! чур меня!
  • Это же глубокая ООС! голос с задней парты: А без ООС он не бывает! все хором: Кююю...
  • У кого-то от цирклотрона колонки сгорели
  • Вообще-то, только двое из оппонентов признались, что слышали цирклотрон вживую (правда, один из названных приборов цирклотроном не являлся), но оно все равно не играет.
  • Только один из оппонентов сам построил бестрансформаторный усилитель (или, по крайней мере, наблюдал процесс), но остался им недоволен.

Вот такие вот утверждения, на грани третьей стадии статистики. Давайте разбираться по пунктам. Для начала разберемся, что такое цирклотрон и что такое бестрансформаторный усилитель... лица, не поступающихся принципами, могут дальше не читать.

amp107-1.gif

В основе цирклотрона - двухтактный мостовой силовой каскад, в котором токи источников питания перекрестно замыкаются через нагрузку. Результирующий ток нагрузки равен разнице токов двух плеч. Вот так выглядит (именно так) выглядит бюджетный цирклотрон Electro-Voice А20 1956 года выходной мощностью 20 Ватт (выходной и предвыходной каскады). Аналогичная конструкция на отечественных приборах опубликована в Радио, N9, 1963 год.

amp107-2.gif

Ну и где же здесь бестрансформаторный каскад, спросит оппонент? A кто ему сказал, что цирклотрон - обязательно бестрансформаторный? Ну точно не я, это господа оппоненты сами выдумали, все вопросы к ним... А равно и по поводу транзисторной топологии.

amp107-3.gif

Нагрузка может быть непосредственно акустической системой (как в современных цирклотронах Atma-Sphere, Tenor Audio). Может быть - автотрансформаторной (используется и в заводских конструкциях, и многими пользователями "чисто бестрансформаторных" цирклотронов). Можно, наконец, замкнуть нагрузку через аноды,

amp107-4.gif

а сам цирклотрон сделать однотактным, вот так:

amp107-5.gif

Ну? Ничего не напоминает? Ну ладно, далее будем говорить только о классическом симметричном цирклотроне. С нагрузкой в катодах.

Мы уже упомянули дату - 1956. События развивались так (поклонников новых хронологий предупреждаю - даты настояшие!)

  • 07.06.1951 - Сecil T. Hall подает заявку на патент США, патент 2705285 выдан 29.03.1955
  • 01.03.1954 - Alpha M. Wiggins подает заявку на патент США, патент 2828369 выдан 25.03.1958.
  • Параллельно, аналогичный патент был зарегистрирован в Финляндии на имя Tapio Koykka (выдан 10.11.1954 - абсолютное первенство)

Патенты Уиггинса и Койкки немедленно реализовались в промышленные изделия под марками Electro-Voice (CША) и Voima Radio (Финляндия). Более подробно история рассказана на www.circlotron.tripod.com, откуда эта информация и получена автором. Благо, есть еще люди на свете, передающие информацию, взятую не с потолка, а из патентных библиотек...

Действительно, новомодная технология...

Почему схема в свое время не распространилась по всему свету? В изначальном трансформаторно-пентодном варианте ее единственное преимущество перед традиционными пушпулами - низкое выходное сопротивление со стороны катода упрощает конструкцию трансформатора. Все остальные "достоинства" пентодного пушпула - налицо (обязательная ООС, Вильямсоновские каскады, не менее двух пар разделительных емкостей и т.п.). А существенный минус - двойной комплект обмоток, выпрямителей и фильтров - не позволял конкурировать в цене с традиционными конструкциями. Ведь тогда не было хаенда, и борьба шла за каждый доллар, а не число нулей в цене. Квантовый скачок к полностью бестрансформаторной схеме требовал перехода на качественно другой ценовой уровень, тем более при тогдашних комплектующих - напомню, что напряжения в бестрансформаторном усилителе ламповые, а токи - транзисторные, так что стоимость полновесного фильтра питания (10-40 тысяч мкФ * 200В на канал) и сегодня совсем не детская... В общем, не прижилось дитятко. Новая жизнь цирклотрона началась примерно в 1982 году (умер Брежнев, сбили Боинг, разместили Першинг, выпустили Novacron).

Кстати, о двойном комплекте источников питания. Он практически неизбежен в усилителях мощности, а вот в балансном предусилителе Ральфа Карстена (патент США 6242977) - полноценном цирклотроне с прямым выходом (120В пик-пик, не шутка!) на 600-омную линию - обошлось одним комплектом выпрямителей. Как? не просто, а очень просто... кто не догадался, зайдите в патентную библиотеку, не мне Вас учить. В ламповом оконечнике такое тоже возможно... пара емкостей и пара (лучше - две пары) МДП-транзисторов на хар-роших радиаторах.

Теперь разберемся со стеблями. Сложно сказать, почему в головах оппонентов засели такие ботанические познания (разработчики "стеблей" предпочитали этнографические термины из жизни коренных народов США). Как показал следственный эксперимент, стеблем названа схема Футтермана-Розенблита (практически, в нынешнее время производится только Розенблитовский вариант - первоначальная схема Футтермана оказалась ненадежной и не использовала в должной мере низкое выходное сопротивление со стороны катода). Вот он, стебель, не имеющий ничего общего с цирклотроном.

amp107-6.gif

Cхема Ф-Р уверенно работает только с обратной связью (не менее 12дБ). Без ООС она неработоспособна - выходное сопротивление со стороны катода и анода разное, второй гармоники будет много даже по хаендным стандартам. Вот только предварительных каскадов надо 3, а в цирклотроне достаточно одного.

И, ко всему прочему, предоконечный каскад в схеме Ф-Р видит совершенно разные емкости нагрузки. В цирклотроне же оба плеча симметричны, и проблем с разным сдвигом фаз нет. Килогерц так до сотни.

По постоянному току - и в цирклотроне, и в "стебле" - необходимо два независимых источника смещения выходного каскада. Действительно, при прямом подключении акустики разница в токах плеч замыкается через нее. Но на практике, при максимальном токе плеча в 0.5А (восемь 6Н13С или 4 6С33С на канал) - даже при полном выходе из строя одного плеча через нагрузку потечет ровно пол-амперы. В жизни - добиться разбаланса исправных плеч больше 1/3 тока покоя при исправных лампах не смогут даже самые заслуженные оппоненты и радиогубители. А можно ли убить акустику постоянным током в 100-200 мА? В крайнем случае, если отказало одно плечо, а в другом - сетки сели на землю, тут извините - должны сработать предохранители. Оппоненты, вы знаете, что это такое?

А при автотрансформаторной связи вопрос о постоянке в нагрузке вообще неуместен. При сопротивлении полной обмотки в 1 Ом от каждого катода до земли - ровно половина Ома, а на выходном зажиме - четверть Ома... перемножаем на 0.5А, получаем 125мВ в худшем случае.

Теперь об ООС. Цирклотрон без ООС на традиционных "стабилизаторных" лампах

  • Устойчив по постоянному току и напряжению. Лампы 6С33С в режиме с фиксированным смещением, вообще-то, склонны идти вразнос, но это лечится элементарной локальной ООС (через внутреннее сопротивление источника питания). Лампы 6Н13С, 6С19П, 6П45С не требуют каких-либо ухищрений.
  • Имеет полосу от 0 до не менее 100 кГц по уровню -1дБ. И устойчив как Медный Всадник. Полоса определяется, в основном, связью с предыдущими каскадами (снизу) и емкостной связью между половинками блока питания (сверху). Разумеется, при трансформаторной или автотрансформаторной связи полоса сужается.
  • Имеет в бестрансформаторном включении выходное сопротивление от 10 Ом (8 6Н13С на канал) до 2 Ом (Atma-Sphere MA1, 24 6Н13С на канал). А c автотрансформатором 3:1 - от 1 до 0.3 Ома. Вам и этого много? При 50В на сетках это примерно 15В на выхоже. Вам этого мало?
  • Конечно, все зависит от акустики. Если ставить задачу воспроизвести 10Гц на крохотных фазоинверторах - пожалуйста, используйте ООС. А если нет, и сопротивление акустики в СЧ диапазоне не слишком лихорадит - слушайте музыку, помогает...

Первые - трансформаторные - цирклотроны Electro-Voice работали только с ООС. Экономичности ради в них использовались пентоды, причем с перекрестным питанием экранирующих сеток, из них выжимали все, что можно. Современный цирклотрон те же 20Вт снимает не с пары 6П6С, а с восьми 6Н13С. Так что вопрос нелинейных искажений, пресловутой третьей гармоники стоит не на первом Ватте, и даже не на десятом... А, кстати, что произойдет на десятом Ватте с однотактником на трехсотке? Это не ругани ради, это просто чтоб представить разницу в масштабах.

Теперь о классе А и АБ. Тут путаются и неизлечимые оппоненты, и даже вполне грамотные люди. Дальше - для грамотных! Рассмотрим реальный цирклотрон (Мамонт 1), 8 ламп 6Н13С на канал, нагрузка 8 Ом. Зададим ток покоя на триод - 75мА (всего - 1.2А, смещение при этом около -60В). При какой выходной мощности каскад перейдет из класса А в класс Б? Ограничимся синусоидой на входе для простоты примера. Моделирование в EWB 5.12 достаточно точно отражает суть процесса.

Традиционная логика говорит - при мгновенном токе нагрузки 0.6А (эффективное напряжение на нагрузке 3.4В, мощность - 1.5 Вт) одно плечо полностью закроется. 6Вт маловато будет. А теперь посмотрим, как на самом деле ведут себя токи плеч (возбуждение 9.2В эфф, выходное 3.4В эфф):

amp107-7.gif

Ничего не закрывается! Ведь под катодом - не земля и не катодный конденсатор, а половина нагрузки! Закон трех вторых не забыли? Увеличиваем возбуждение, приближаемся к отсечке.

amp107-8.gif

Опа! вот уже можно включать секундомер. На сетках - 20В эфф, на нагрузке - 7.3 В эфф, мощность в нагрузке - 6.6Вт. Вот это примерно и есть граница классов А-АБ. Теперь увеличим сопротивление нагрузки до 16 Ом при неизменном сеточном возбуждении. Форма тока вернется в класс А (примерно как на первом графике), на нагрузке - 10.7В эфф, или практически те же 7.0 Вт. Граница же А-АБ сместится к 13Вт на выходе (14.4 В эфф на нагрузке). Да, схема любит высокие сопротивления нагрузки, я предупреждал. А кто их не любит..

И никаких проблем с трансформатором в отсечке. Отсечка в жизни, кстати, менее резкая чем на идеальных моделях - лампа закрывается не так охотно.

Ну и наконец, как оно звучит? Оппоненты, честно скажите - какой цирклотрон, когда и в какой системе Вы слушали? Мамонт - всегда готов к Вашим услугам. Приходите, поругаем вместе...

Ccылки и благодарности:

Теги:

klausmobile Опубликована: 2005 г. 0 0
Я собрал 0 0
x

Оценить статью

  • Техническая грамотность
  • Актуальность материала
  • Изложение материала
  • Полезность устройства
  • Повторяемость устройства
  • Орфография
0

Средний балл статьи: 0 Проголосовало: 0 чел.

Комментарии (11) | Я собрал (0) | Подписаться

0
Павел #
Отличная статья! Большое спасибо.
Ответить
0
Евгений #
Вопрос: почему вы применяете слово Цирклотрон. В журнале АудиоМагазин 2(25) 1999 в статье "Ламповый усилитель мощности "Balanced Audio Techology VK-60"" на стр. 38-41 усилители по данной схемотехнике называют Циклотроном, и в интернете тоже. Далее, схема транзисторного настоящего циклотрона также приведена также в журнале Радио за 1979 год №7 на стр.32, 33 "Стереофонический усилитель" (авторы А. Николаев, Ю. Черных). Это схема без общей ООС. Усилитель напряжения неказистый у них, а мощный каскад-настоящий Циклотрон. На мой взгляд есть только две причины, ограничивающие распространение Циклотрона. Это - а) применение двух отдельных гальванически развязанных источников напряжения для питания Циклотрона (в случае многоканального усилителя таких источников должно быть 2хn, где n-число каналов) - по экономическим соображениям - это не выгодно, по всем остальным - это очень даже правильно; б) хотя это и не проблема, но всё-же у неспециалистов может возникнуть вопрос введения общей ООС. Причина, почему в массовом производстве выпускаются УМЗЧ с общей ООС - очевидны: практически 100%-ая повторяемость параметров изделия при значительном разбросе параметров используемых компонентов (без отбора). По моим расчётам, ещё 5-и летней давности мощный ключевой каскад каскад по схеме Циклотрон должен хорошо работать в импульсном УМЗЧ с ШИМ с максимальным КПД. Вообще-же Циклотрон - название условное и ненаучное, поскольку Циклотрон - это физическая установка, используемая в ядерных исследованиях (ядерная физика). Просто контуры токов в зависимости от начертания схемы могут выглядеть, либо в виде круга (кольца), либо в виде восьмёрки, что не меняет сути. При этом в линейном усилителе постоянный ток (ток покоя) проходит по контуру : последовательно включённые две лампы (или транзисторы) и два источника напряжения. Для звуковых токов выделяются два отдельных контура ( для положительной и отрицательной полуволн сигнала).
Ответить
0
Пися Камушкин #
Вопрос: почему вы применяете слово Цирклотрон
Потому что так называется описанный в статье выходной каскад. Не следует путать его с ЦИКЛОтроном - который к усилителям не имеет отношения, поскольку является ускорителем частиц.
Ответить
0
Artem #
В журнале АудиоМагазин 2(25) 1999 в статье "Ламповый усилитель мощности "Balanced Audio Techology VK-60"" на стр. 38-41 усилители по данной схемотехнике называют Циклотроном
Это потому, что в журнале Аудиомагазин плохо представляют, о чем пишут.
Ответить
0
Симон #
Лично мне эта статья напоминает художественный бестселлер... Современный стиль описания схем... к черту... Так я и не понял из этой статьи парофазное или однофазное управление выходным каскадом?
Ответить
0
Александр Компромистер #
Симон, на мой взгляд, данная схема дуальна (работает по такому же принципу) схеме транзисторного УМЗЧ. Чтобы не быть голословным, подкреплю своё высказывание фактами, а именно: [Терещук Р. М. и др. Полупроводниковые приемно-усилительные устройства: Справ. радиолюбителя / Р. М. Терещук, К. М. Терещук, С. А. Седов. - 4-е изд., стер. - Киев: Наук. думка, 1989. - 800 с. - С.: 720-721, рис. XI.25].
К тому же у меня в активном сабвуфере дуальная схема канального УМЗЧ (на микросхеме TDA2030) (я про питание выходных ламп) - тоже для питания разных плеч оконечного каскада используются два разнополярных источника. И тоже канальный минус заземляется.
Прикрепленный файл: 2015-09-12 18-14-10.JPG
Ответить
0
aleks49 #
Могу ответить автору, что я из тех кто делал и слышал в работе ЦИРКЛОТРОН. В 70-х я работал регулировщиком электромеханических и радиотехнических приборов и систем. Работа была неритмичная с простоями и авралами. Чтобы занять время чем-то конструктивным занялся разработкой концепции транзисторного усилителя мощности. До того у меня был опыт ремонта промышленных УМЗЧ. Ремонтировал усилители отправляемые в изолятор брака. Налицо были недостатки всего, что выпускала промышленность. В первую очередь динамические искажения связанные с общей обратной связью. Занялся схемотехникой публикуемой в журналах Радио. Повторил все схемы опубликованные до 1978 года. Ничего не удовлетворило. Решил строить свою собственную схемотехнику. Где-то к 1979 году оформился выходной каскад в виде эмиттерного повторителя на составных транзисторах для увеличения входного сопротивления. Был вариант и с переходным трансформатором. Выходной каскад включался по цирклотронной схеме, правда я тогда даже и не подозревал что такое включение уже применялось кем-то раньше и получило название цирклотрон. Ток покоя выходных транзисторов стабилизировался стабилизатором тока в базу входного транзистора усилителя тока. Для раскачки усилителя тока (выходные транзисторы) поначалу использовал переходной трансформатор. Использовал перемотанные трансформаторы от транзисторных приёмников и микрофонов для советских магнитофонов.Усилителю не требовалась отрицательная обратная связь, динамические искажения отсутствовали. Была проблема со стабилизацией температурного режима и подбором элементов для установки тока покоя. Это было связано с имеющейся в то время элементной базой. Транзисторы подбирались по току и коэффициенту усиления. Использовались транзисторы с низкими коэффициентами усиления, но зато усиление тока происходило в четыре каскада. Затем в 7-м номере Радио за 1979 год появилось описание конструкции авторы Николаев и Черных. Импонировало, что авторы вышли на подобный вариант схемотехники и удачно реализовали стабилизация тока покоя транзисторов усилителя тока. И если у меня стоял вопрос создания качественного предварительного усиления напряжения на трансформаторную нагрузку, то авторы этой статьи проблему решили неплохо. В моём распоряжении не было тех транзисторов, что использовали авторы статьи поэтому применил то, что было под руками. А были транзисторы П307,П308, КТ602А, КТ608, КТ904А, КТ808, КТ908, КТ809. С маломощными и малошумящими транзисторами у меня были проблемы. Потом в продаже в магазине появились транзисторные сборки КТ365СА. Низковольтные малошумящие один в один по характеристикам 4 транзистора в одном корпусе. Появилась возможность сделать качественный фазоинвертор на диф. каскаде.После диф.каскада следовал один каскад усиления по напряжению до амплитуды 35 в. охваченный местной обратной связью.В общем схема получилась почти такая как у Николаева и Черных только использовались все транзисторы n-p-n. Результат был ошеломляющий. Полоса частот 30Гц-500кГц КНИ-0,7% на низких частотах и 0,2% выше 200Гц. Полное отсутствие динамических искажений, отсутствие щелчка при включении питания, отсутствие шумов и фоновых наводок.Чувствительность по входу получилась 20 мВ. Для этого усилителя был разработан ламповый усилитель корректор и электронный регулятор громкости на полевых транзисторах с тон. коррекцией. Для домашнего использования были изготовлены печатные платы для 6-и стерео усилителей. 3 комплекта были мной реализованы в законченные конструкции для домажних муз. центров. 3 шт. владельцы реализовывали свои задумки сами.
Отличительная особенность этой схемотехники такая. Простота наладки. Выходные усилители тока регулируются с помощью одного тестера. Выставляется ток покоя не ниже 150 mA. Стабилизированное питание для усилителей тока не требуется. Диф. каскад регулируется балансировкой тока на нагрузке. Необходимо в цепь нагрузки включить амперметр постоянного тока со стрелкой в центре, подать 1000Гц на вход усилителя и регулятором баланса добиться нуля постоянного тока на выходе. Возбуждения в усилителе отсутствуют. Полосу частот решил потом обрезать до 30 кГц. подключением конденсаторов на коллекторах транзисторов усилителей напряжения. Звук у этих усилителей чистый , мягкий и одновременно прозрачный. При подключении микрофона сохраняется естественный тембр голоса.При подключении микрофонов с длинными шнурами не возникает никаких наводок.
По такой же схемотехнике были изготовлены усилители для вокально-инструментального ансамбля. Гитарные усилители, для вокалиста, и резервные для универсального применения. Там схема была доработана с целью увеличения мощности до 300Вт. и повышения выходного напряжения для работы на высокоомную профессиональную акустику 32 Ома. Ставились параллельно по 3 высоковольтных транзистора КТ809. В усилителе напряжения питание поднималось до 120 в.
При перегрузке усилители по этой схемотехнике не создают резких звуков. Реализовано мягкое ограничение уровня выходного тока.
Эксплуатировались до 2000 и ни разу ничего не портилось.
Следует отметить что те, кто слышал звучание этих цирклотронов сразу отмечали исключительное качество звука почти неотличимого от естественного.
В ансамбле, где использовались эти усилители полностью отказались от ламповых. Габариты, вес, качество звука, надёжность у этих усилителей оказались лучше.
В современных условиях можно реализовать эту же схемотехнику с более высокими параметрами. Но в принципе необходимость получения лучшего КНИ не нужна.
Применялись бумажные межкаскадные конденсаторы и качество звука было отличным. Для улучшения КНИ на низких частотах нужны хорошие электролитические конденсаторы в выпрямителях для выходного каскада. Сейчас это доступно.
Ответить
0
Сергей #
Если, система циклическая, то - циклотрон.
Ну, а, если, кто-то хочет циркать или участвовать в цирке, то - цирклотрон.
Ответить
0
Владимир #
А всё-таки, что произойдёт с нагрузкой при бестрансформаторном включении, если пропадёт питание одного плеча (например, сгорел плавкий предохранитель): ведь через неё потечёт постоянный ток другого плеча - и тогда динамику каюк?
Ответить
0
Сергей #
Второе плечо просто закроется.
Ответить
0
Владимир #
Собрал цирклотрон по схеме Юрия Нагорного на лампах IL861. Звучит превосходно! И действительно, при пропадании питания одного из плеч второе плечо закрывается.
Ответить
Добавить комментарий
Имя:
E-mail:
не публикуется
Текст:
Защита от спама:
В чем измеряется электрическое сопротивление?
Файлы:
 
Для выбора нескольких файлов использйте CTRL

Конструктор УНЧ 60 Вт на LM3886
Конструктор УНЧ 60 Вт на LM3886
Металлоискатель MD3010II Конструктор для сборки: предусилитель на лампе 6N3
вверх