Реклама ⓘ
Главная » Музыкантам
Призовой фонд
на апрель 2024 г.
1. 100 руб.
От пользователей

Похожие статьи:


Реклама ⓘ

Предварительный усилитель для контрабаса и бас гитары JFet Alembic F2B

Приветствую всех любителей, Её Величества Электроники!

Предусилители для электрогитар - очень популярная вещь, ибо можно при его помощи получить весьма хороший звук инструмента при включении в линейный вход микшера, или мультикора на концерте, либо при включении в комбик, или усилитель для домашних занятий и репетиций. И при этом схемотехника подобных устройств довольно несложна.

В этой статье речь вновь пойдет о преампе Alembic F2B, который весьма хорошо зарекомендовал себя среди музыкантов. В данном случае о версии на полевых транзисторах. Подобный преамп я собрал для моего друга – контрабасиста.

О схеме для контрабаса, возможных подводных камнях и настройке схемы ниже пойдет речь.

Статья, в основном, ориентирована на музыкантов, умеющих держать в руках паяльник и имеющих определенную практику и опыт в электронике. И хоть в интернете очень много информации об Аlembic F2B, либо в ламповом, либо в Jfet исполнении, но, зачастую, ответ на самый важный вопрос настолько сложно бывает отсеять в обилии ценной информации, советов, предположений, бредовых идей, перепалок на форумах, что часто просто жалко свое время. А результата нет.

Итак, прежде всего, чем выше сопротивление музыкального инструмента,  подключаемого ко входу схемы, тем больший уровень возможных наводок, помех и собственного уровня шума схемы мы будем иметь на выходе. И, если сопротивление бас гитары с полностью включенными звукоснимателями равняется нескольким килоомам, то сопротивление пьезо датчика контрабаса – это уже около десятка Мегаом. А это может стать проблемой.

Лучший вариант – это вообще крепить предусилитель на контрабасе возле пьезо звукоснимателя, но это не всегда возможно.

Поэтому, не брезгуем керамикой на входе схемы, между затворами транзисторов и землей, между затворами и стоками Jfet –ов. Подобное включение оставляем и для бас гитары. Лишним не будет. Номиналы керамических конденсаторов не очень критичны. От 10 до 56 пФ можно ставить смело. Если схема шипит очень сильно – не лишним будет конденсатор С12 на выходе. Здесь надо подбирать ушками. На мой вкус 4700 пФ пришелся ко двору. Емкость выше зажимает звук, ниже – не достаточно шунтирует высокочастотные шумы. Оговорюсь, что я экспериментировал только с транзисторами J201 (SOT-23). Других в Симферополе не достал.

Переключатель Bright не ставил. С7 впаян постоянно.

Настройка:

Сначала резистором R6 выставляем половину напряжения питания на стоке второго транзистора. Возможна небольшая погрешность. Далее подключаем выход преампа к линейному (или микрофонному) входу звуковой карты и надеваем наушники (если нет генератора синуса и осциллографа). Gain на полную. Советую музыкантам все же больше опираться на свои уши, чем на приборы. Подключаем бас ко входу и регулировкой истокового резистора R4 добиваемся отсутствия искажений сигнала даже на форте на струне ми. Если каскад имеет слишком большое усиление и искажений все равно не избежать, следует уменьшить емкость конденсатора С2. В оригинальной схеме – 47 мкФ. У себя я на одной из схем уменьшил до 10 мкФ. Далее R3 выставляем общее усиление схемы. Подаем на вход сигнал генератора 100 Гц  (синус)амплитудой 500 мВ. Открываем, к примеру, Sound Forge и резистором R6 выставляем выходной уровень сигнала порядка “-5 дБ”. Это примерно соответствует линейному выходу. Может быть регулировку R3-R4 нужно будет повторить еще раз. Если в схеме не стоят подстроечные резисторы – меряем сопротивление временных и меняем на постоянные.

С6 рекомендуют ставить для детальности ВЧ. Я разницы не ощутил. Решать вам.

Блок питания устанавливал прямо в корпус к преампу. Делал на макетной плате. Маленький трансформатор, диодный мост, два П образных фильтра (1000 мкФ – 150 Ом – 1000 мкФ – 100 Ом – 100 мкФ). 100 Ом и 100 мкФ стоят уже на плате преампа. В архиве немного другая плата. Там БП нарисован почти весь. Параллельно первичной обмотке трансформатора желательно поставить конденсатор 0,47 мкФ 400 В.

Входной и выходной резисторы, с параллельно включенными конденсаторами, желательно устанавливать прямо на джековых гнездах. Заземление корпуса преампа только в одной точке, во избежание земляной петли. Либо вести от последнего конденсатора блока питания (если гнезда пластсмассовые), либо от корпуса самого гнезда (если гнездо металлическое). Переменные резисторы ставить хорошего качества, во избежание различных хрустов и шорохов. (Бёрнс, Альпс, Альфа..) Конденсаторы С2, С10, С4, С5, С9 тоже желательно купить хорошие. С4, С5, С9 – пленочные.

Звучит предусилитель очень достойно, несмотря на простоту. Добавляет упругость и тембр басу. На ослиллограмме при настройке были хорошо видны характерные ограничения верхней полуволны, свойственные лампе. (И эмуллятору лампы – полевому транзистору). На спектрограмме – добавляемые транзисторами обертоны.

(Уровень шума на спектрограмме – это звуковая карта нетбука. Писал с одного компьютера на второй через преамп. К одному подключена профессиональная звуковая карта, а сигнал генератора шел с нетбука со встроенной карты. Отсюда шум)

Плату, схему, фото прилагаю в архиве. Печатная плата в архиве другая, ибо вначале разводил плату для лампового Алембика, но немного ошибся в высоте лампы с панелькой (на 3 мм не вошла в корпус по высоте). Да и развел, если честно, не очень правильно. Потом переделаю.  А т.к. схема лампового и транзисторного усилителя одинаковая, то решил использовать старую печатку. Только впаял транзисторы. Транзисторы в SOT 23, но впаять корпуса TO 92 не составит большого труда. Еще раз говорю, что в Симферополе с комплектацией для профессиональной аппаратуры туговато. 

Сэмплы пока друг не записал, но собранным предусилителем очень доволен. Я перед отправкой преампа тоже тестировал его дома, только на бас гитаре. С ним и без него - разница очень существенная.

Корпус красил аэрозолем. Лицевая панель набрана во Фронтдизайнере, распечатана на фотобумаге, приклеена и покрыта лаком. Просверлены два отверстия и нарезана резьба под винты М4 для крепления лицевой панели.

На этом все. Всем удачи в творчестве.

Ниже выкладываю несколько фотографий моего предусилителя для контрабаса (бас гитары)

Всем работающих схем. С уважением, Эдуард Волков.

Прикрепленные файлы:

Опубликована: Изменена: 11.05.2017 0 0
Я собрал 0 Участие в конкурсе 1
x

Оценить статью

  • Техническая грамотность
  • Актуальность материала
  • Изложение материала
  • Полезность устройства
  • Повторяемость устройства
  • Орфография
0

Средний балл статьи: 5 Проголосовало: 1 чел.

Комментарии (16) | Я собрал (0) | Подписаться

0
Публикатор #
На форуме автоматически создана тема для обсуждения статьи.
Ответить
+1
Kolived #
За внешний вид отдельный респект и уважуха. Не смотря на наличие сегодня разных доступных технологий, не часто самодельные девайсы так хорошо выглядят.
Ответить
0

[Автор]
Эдо #
Спасибо, Kolived. Старался для друга. Да и самому приятно, когда такой результат в домашних условиях.
И звук и внешний вид.
Ответить
-1
Smelter2 #
Было интересно, почему всегда такой акцент на музыкальных инструментах. Это из-за качества звука "лишь бы играло"? Почему нормальные УНЧ не используют музыканты?
Ответить
0

[Автор]
Эдо #
Я не очень понял Ваш вопрос, уважаемый Smelter2.
Хорошие музыканты весьма трепетно относятся и к выбору инструмента (ибо там начало хорошего, или жуткого звука), и к выбору электроники (огранить бриллиант). Были бы мозги и деньги
Ответить
+1
Smelter2 #
В том то и дело, не вижу тут качественного унч. "не брезгуем керамикой"? Керамику в предварительный унч? С пьезоэффектом? да ещё и саморезами к контрабасу прикрутить? Это генератор шумов! С9 - 0.47 мкФ это что?...изолятор для 20 Гц. Но и это ещё не всё - то, что пролезло, давим с помощью C12? "Если схема шипит очень сильно" где бриллиант? Бриллиант - это когда приборов таких нет, чтобы искажения измерить. схема шипит...
Ответить
0

[Автор]
Эдо #
Керамикой шунтируются все наводки. Посмотрите аналогичные схемы профессионалов! Про саморезы - это всего лишь шутка. Жаль, что Вы не поняли. Для баса С9 - 0.47 мкф на выходе мне понравился по звуку больше. Шум схемы обусловлен, в основном, только высоким входным сопротивлением. J201 весьма не плохой транзистор по уровню шума. Для этого С12. С ним все прекрасно.
Звучит усилитель великолепно. Ни шума, ни искажений нет. Тембр замечательный. Внешний вид тоже. Что еще нужно?
А в Ваших репликах я не вижу ни чего конструктивного.
К тому же, я писал, что статья рассчитана на музыкантов с паяльником в руках. И не у всех музыкантов дома есть лаборатория. И для оценки звука не всегда приборы приоритетны. Зритель слушает ушами, а ни приборами. А все необходимое для реализации схемы желающими есть в статье.
Ответить
0
Smelter2 #
Смотрю схемы профессионалов - кругом плёнка, на крайний случай бумага. Всё понятно. Из-за преклонного возраста имеет место атрофирование слуховых нервов, человек не слышит высоких частот на старости лет. Поэтому вам так нравится фильтр верхних частот на выходе C9-R9. Давим низкие, поднимаем высокие. Ради Бога, нравится - слушайте. Внешний вид никак не влияет на качество воспроизведения. Успехов.
Ответить
0

[Автор]
Эдо #
В оригинале Алембика С9 - 0.1 мкФ. У меня 0,47 мкФ. Какой же это ФВЧ? Какие мы низкие давим? Побойтесь Бога.
Отредактирован 13.03.2017 00:56
Ответить
-2

[Автор]
Эдо #
Где Вы встречали пленочные, или бумажные конденсаторы на 22 пФ? Их просто не существует. По - моему, продолжать не нужно.
Звуком довольны все, кто играл. А контрабасист, кстати, работает у Сюткина.
А Вашу музыкальную и техническую компетентность я обсуждать не хочу.
И Вам успехов.
Ответить
+1
Smelter2 #
Да хоть на подтанцовке у Киркорова, от этого УНЧ не станет лучше. Плёночные конденсаторы выпускают с ёмкостями от 5 пФ до 100 мкФ, это к вопросу о технической компетентности.
Для частоты 20 Гц реактивное сопротивление C9 около 17 кОм, для частоты 20 кГц около 17 Ом. Действительно, какой же это "фильтр" верхних частот? АлембИк-МозамбИк, это двухкаскадный УНЧ класса А, изуродованный какими-то ёмкостями, на кой ляд никто не знает, тем паче что у применяемых транзисторов и так паразитная ёмкость порядка 10 пФ. "Характерные ограничения верхней полуволны, свойственные лампе" и прочие "добавленные упругие басы и обертоны" характерны для эквалайзеров и разных "улучшайзеров" звука. А усилитель должен усиливать, это лично моё субъективное мнение. У музыкантов видать мнение другое.
Отредактирован 14.03.2017 16:42
Ответить
+1
Kolived #
Пленочные конденсаторы бывают разные, есть PET есть полипропилен и куча производных.
Керамика тоже бывает разная есть NP0, есть X7R есть Y5V и пр.
В свое время выбирал конденсаторы для измерительного тракта SDADC, уровень сигнала 1В, при 24битах даже микровольты чувствуются.
Так вот использовал керамику NP0 на 0,1u и 0,01u. Работает нормально, нелинейности на уровне самого АЦП.
Керамика NP0 по большинству параметров близка к PEТ, который в усилителях обычно и используют.
Так, что с технической точки зрения, что пленка PET, что керамика NP0 - разница незначительная, единственно керамику нужно лаком крыть, чтобы влагу не сосала.

P.S. Предупреждаю: нападки по поводу атрофии слуховых нервов и пр. Я технарь и верю приборам, а не чужим ушам и ощущениям.
Ответить
0
Дмитрий #
Доброго времени суток. Хочу собрать данный усилитель. Подскажите на печатке есть резистор на 1k, а на тут на схеме нет его. Нужен ли он вообще?
Ответить
0

[Автор]
Эдо #
Дмитрий, это не особо принципиально. Можете и не ставить. Я хотел немного ограничить выходной сигнал. А так, собирайте, не пожалеете. Мой приятель - контрабасист на нем играет почти на каждом концерте. Очень доволен. Не пожалейте только средств на хорошие пленочные конденсаторы. Я ставил Эпкос. Даже в Чип-дипе стоят дешево. И, переменные резисторы нужны хорошие. Это есть в статье. Ибо,в итоге - это будет Ваш звук.
С ув., Эдуард
Ответить
0
Дмитрий #
Спасибо за подробный ответ. Хотел еще узнать печатка маленькая пленка влезит вообще? И переменный резистор на 1мегаом. на Gain не могу найти такой можно поставить на 500k?
Ответить
0

[Автор]
Эдо #
Насчет печатки не понял вопрос.
На 500к попробуйте поставить. Может повлияет немного на общий уровень.
Ответить
Добавить комментарий
Имя:
E-mail:
не публикуется
Текст:
Защита от спама:
В чем измеряется электрическое сопротивление?
Файлы:
 
Для выбора нескольких файлов использйте CTRL

Конструктор - Гитарная педаль Remote Delay 2.5
Конструктор - Гитарная педаль Remote Delay 2.5
Катушка Тесла Конструктор УНЧ 60 Вт на LM3886
вверх