Эта статья о том, как за 3000 рублей собрать усилитель, который сочетает в себе лучшие качества этих двух красавчиков на фото ниже…
Вы конечно же их узнали…
Ещё совсем недавно у меня были два самых ярких представителя советского усилителестроения - Одиссей У-010 стерео Hi-Fi 1987 года и Бриг-001 1983 года.
А ещё два менее ярких, но более распространённых - Амфитон 202 и Электроника 50У-017, которые также представлены на картинках ниже.
Плюс ко всему были Одиссей 001, Ростов МК-105С, TDA 2004, TDA2030А, TDA2050, TDA7294 всё в типовом включении.
Теперь ничего этого у меня уже нет…
Зато есть эта статья, в которой я расскажу почему. Обо всём по порядку, самое интересное, как правило, в конце.
В интернете много рассуждений обо всех вышеперечисленных усилителях, о том у кого какой звук, кто как ремонтировал, дорабатывал, кто, как выкидывал начинку и ставил TDA, а кто дак и вообще кроме японского винтажа ничего больше не признаёт, обильно поливая нелесными высказываниями советские разработки, опять же во многом можно согласиться, а в чём то и нет, у всех разный слух, разные колонки, разные источники звука, к тому же на форумах пишут как инженера - электронщики, знающие толк не только в звуке, но и в самой схемотехнике, так и простые радиолюбители, такие как я, поэтому не судите строго, постараюсь максимально объективно, но не заумно поделиться мыслями что к чему.
На протяжении года у себя в городе я занимался тем, что покупал более менее работающие советские усилители, восстанавливал их и слушал, надеясь найти тот, который удовлетворил бы меня качеством звучания, сборкой, дизайном, да и просто нравился, и результаты своих поисков я описываю в данной статье.
Сразу предупреждаю, что во всех экземплярах советского производства менял электролиты, ВСЕ, даже неполярники и по питанию, конечно звук сразу улучшался, пропадали шумы, появлялся глубокий бас, и т.п.
Не буду приводить подробные технические характеристики данных аппаратов, надеясь, на то, что люди, читающие данную статью наверняка их знают, а хочу лишь поделиться субъективными впечатлениями от прослушивания.
Итак...
Одиссей 001- старенький, 75 год выпуска, однако этот дедушка так выбивает 30ГД из корзины как будто там не 30 Ватт / 4 Ома в по паспорту а все 100, серьёзно, я обалдел от того что он творит с низкочастотником, и это пожалуй единственное что мне в нём понравилось, а нет, есть ещё кое-что – ему 37 лет и он работает!!! Коэффициент искажений 1% и он заметен, хотя звук не мыльный - высоких столько, что можно ВЧ динамики вытаскивать с таким усилком, а бас довольно своеобразный может за счёт германиевых транзисторов. В паре с S30B играет однозначно лучше бюджетных “свенов”, к тому же он настоящее ретро в дереве и с хорошей сборкой. Понравился.
Ростов МК-105 С - это магнитофон, мощность для S90 самое то, как раз с ними он и поставлялся, звук очень даже неплохой, причём именно с этими колонками, мякгий бас, хороший дизайн, красивые стрелочные индикаторы, однако даже при замене всех конденсаторов остаётся шипение, это связано с долгим путём звукового сигнала до усилителя мощности (через входной усилитель, темброблок, усилитель воспроизведения), к тому же сигнальные цепи не экранированы, но если прибавить громкости этот недостаток уже не слышно. Понравился.
Амфитон 50У-202 - наверное как и любой амфитон подобного модельного ряда (25У, 35У) не пригоден для качественного звуковоспроизведения, хоть что с ним делай, высоких нет, либо если выкрутить – искажённые, вместо баса гул, а если включить тонкомпенсацию, то активный фильтр сабвуфера готов)). Аппарат отличается своей простотой и надёжностью, даже излишней, наверное у многих пользователей данного усилка когда-либо мелькала в голове мысль о замене одного резистора в защите, чтобы снизить чувствительность. Представляет интерес только как корпус с хорошими радиаторами для установки TDAшки к примеру. Не понравился.
Электроника 50У-017. Электроника как флагман советской электроники любила делать часы и калькуляторы, вот и делали бы дальше…Такой навороченной схемотехники я ещё не видел, такое ощущение, что туда натолкали всего чего могли, как ещё процессор не поставили)), однако как-то положительно на звуке это не сказалось, шумный, неверное за счёт электронного коммутатора и таких же неэкранированных длинных сигнальных шлейфов как в Ростове 105, регулировки тембров слишком резкие, при увеличении мощности слишком растут искажения, зато тонкомпенсация необычная, как бы давящая, глубокая ну и симпатичный индикатор, однако главное звук, а он не очень. Не понравился.
TDA 2004– лишь бы было…
TDA2030А – ну так себе, зато на её радиаторе можно что-нибудь или кого-нибудь пожарить)).
TDA2050 – уже что то, разгонял её до 50 Ватт/4 Ома, выдержала, по звуку довольно неплохая если не вслушиваться, т.к. детализация типичная микросхемная, т.е. мыло, но мне понравилась её мягкая тональность баса и надёжность. По-моему оптимальный выбор для того чтобы не заморачиваясь слушать музыку без особых затрат. Была идея сделать с ней активные S30, думаю сработались бы. Понравилась.
TDA7294 – не буду много писать, все всё знают, микросхема очень популярная. Понравилась из-за соотношения цена/качество, наверное по звуку лучше только LM3886, но она по крайней мере у нас в два раза дороже. Детализация выше чем у TDA2050 и по сравнению с ней же звук более холодный и резкий, возможно из-за более выраженных высоких частот. Хотя если не придираться, то TDA7294 вполне сойдёт для S90 в качестве усилка для прослушивания попсы на мощности RMS до 50 Ватт, выше уже не hi-fi…Пока не купил Одиссей-010 была вроде ничего, сейчас не могу воспринимать её хорошо.
Перед тем как перейти к самым лучшим, пара слов о том, как слушал. Для прослушивания использовал звуковую карту HD Audio, битрейт от 320 и музыку разной стилистики, вот лишь некоторые композиции:
Dj Matisse & Lounge Paradise - This Love (Maroon 5 Cover);
Dj Shah feat. Nadja Nooijen – Over and Over (Original Vesrion);
Lesopoval – Ya kuplu tebe dom;
Wicked DJs - Disco Rocker (Picker Remix);
Stas Mihaylov – Koroleva;
Tritonal Ft. Cristina Soto - Forgive Me, Forget You (Triple Mash Intro);
Eva Polna – Luby menya po francuzski (Fonzarelli Chill Out Acoustic Mix);
Dire Straits - Money For Nothing (Album Version).
Колонки - свои любимые S90, которые естественно доработал, суть доработки, наверное, уже надо заносить как стандарт в реестр ГОСТ, но я ещё раз перечислю основные методы лечения:
- Промазывание швов герметиком
- Обработка внутренней поверхности резинобитумной мастикой
- Обклейка внутренней поверхности синтепоном (в идеале конечно войлоком, но я просто не смог ни где в городе его найти, а валенки резать не хочу, да и одной парой не обойтись)
- Демпфирование среднечастотного динамика или замена его на 6гдш - его я, кстати, тоже не нашёл, поэтому заделал окошки корзины 15гдс поролоном
- Заменил провода на более толстые
- Покрасил решёточки глянцевой чёрной эмалью и обклеил самоклейкой под дерево
- Заложил пару мешков с ватой
- Хочу поставить на шипы, но всё нет времени выточить, и думаю это будет окончательным пунктом доработки, большего из них не выжать.
И вот теперь они действительно звучат!!!
А теперь о лучших.
Одиссей У-010 стерео Hi-Fi – брутал, довольно солидная вещь, 16 килограмм цветмета.
Помимо привлекательной внешности у него два достоинства – мощность и бас. Если измерить среднеквадратичную мощность по стандарту RMS, то на 4 Ома я выжал 183 Ватта, на 8 Ом 120 Ватт, зверь)). Наверное, у всех было такое ощущение, когда вы едете на нашей отечественной и разгоняетесь до сотни и потом сбавляете, т.к. кажется, что она сейчас развалится, а потом садитесь в иномарку, чуть даёте газу, а она уже 60, ещё немного 100, но всё комфортно и скорости не заметно, примерно также и здесь, выкручиваю на полную, так, что звуковая волна басом шевелит футболку, но звук не искажён, он почти такой же, как и когда ручка громкости на двоечке, хотя мощность для динамиков уже опасная, музыка не превращается в слитный набор звуков, ну разве что на самом максимуме, это очень нравится.
По сборке про него, кстати, тоже можно сказать “ведро с гайками”. Детали – какие попало, провода блока питания и выходных транзисторов тонкие, экранировки нет, пайка и текстолит, мягко говоря, не лучшие, пока перепаивал конденсаторы несколько дорожек слезло, пришлось прокладывать провода.
Предусилитель для аппарата такого уровня ужасен, когда все ручки на нуле мы уже слышим немного другой звук и только подключая сигнал напрямую в заглушку УМ можно говорить о качестве, хотя данный пред интересен такой уникальной штукой как “баланс АЧХ”, дискретными регуляторами и множеством функциональных кнопочек.
Блок питания – класс! Трансформатор хоть и жужжит, заливал его парафином – не помогло, но зато какой мощный и крепко собранный. Отличительная особенность этого усилителя – наличие стабилизатора напряжения, вообще штука в советских усилках уникальная как и баланс АЧХ. Стабилизатор позволяет даже на большой громкости держать постоянный уровень напряжения на усилителе мощности +/ - 37 Вольт. Просадка напряжения по моим замерам составила всего 0,6 Вольта! Во многом этим и объясняется хорошее качество звука на больших мощностях.
Защита позволяет работать не только с 8-ми омной нагрузкой, но с 4-х омной, однако на громкости более половины надо быть аккуратным, при замыкании выхода защита не спасает, И НЕ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ ЗА МНОЙ!, хотя с другой стороны вылетают почему-то транзисторы типа КТ502 в стабилизаторе, а парочка выходников КТ818/819 в УМ остаются не пробитыми, странно.
Несмотря на недостатки исполнения, конечно, стоит отметить звук, он хорош, а точнее бас – он чёткий, даже немного грубый, но достаточно глубокий. Я люблю progressive house, tech, electro – для таких стилей он прекрасен, чего не сказать о попсе и классике, высоких по умолчанию у него мало (изначальная проблема в темброблоке), приходится выкручивать их ручкой на полную, тогда тарелочки слышно хорошо, средние так себе и в этом он явно проиграет следующему.
Бриг 001 – экземпляр 1983 года, вторая версия схемотехники с одним операционником в усилителе мощности. Где-то читал, что первые экземпляры устанавливались по личным заказам в кабинеты чиновников ЦК КПСС, которые любили хороший звук и которые тогда слушали исключительно японские Маранцы и Техниксы, естественно не доступные обычным гражданам. Впрочем и бриг был доступен далеко не каждому, так как цена его по тем временам была около 600 рублей, тогда как то же Одиссей -010 позже стоил 350.
Конечно бриг лучший, лучший из советских того времени, вокруг него много споров и обсуждений, но мало доработок, это значит что для некоторых он и так неплох, но не для меня. Он бесспорно очень надёжен и стабилен, к тому же хорошо собран, у меня был экземпляр с деталями военной приёмки. Вообще не особо ремонтопригоден из-за того, что все основные узлы соединяются не с помощью штекеров и вилок, а проводами и пайкой, однако открутить какую-либо плату не составляет особого труда, но чтобы снять – придётся паять. Качество текстолита и пайки на высоте. Количество электролитических конденсаторов наверное даже меньшее, чем во всех усилителях описанных ранее.
О звуке. Это усилитель для шансона. И ресторанную музыку, которую я тоже люблю, слушать на нём большое удовольствие, вообщем всё то, что с вокалом и живыми инструментами, классика, джаз. Искрящие высокие, хорошие средние, вокал и неплохие низкие, судя из этой последовательности легко сделать вывод, что это противоположность Одиссея 010, плюсом к этому утверждению добавил бы, что слушая бриг через заглушку, минуя предусилитель, я бы не сказал, что он меня впечатлил, скорее наоборот, та красота звучания, исходящая из брига во многом заслуга его темброблока.
Многим нравится его мягкий бас, лично мне нет, потому что при прослушивании электронной или более тяжёлой музыки при номинальной мощности весь этот мягкий бас становится кашей.
Получается, что каждый усилитель хорош по-своему, универсального нет…
Конечно, пересмотрев все варианты остаются лишь два последних, но они не похожи, небо и земля, контрабас или тарелочки, низ или верх, выбирай кому что нравиться. Все мы разные и техника разная, у кого то есть слух, у кого то нет, кто-то может не парясь слушать на даче китайский приёмник, а кого-то не устраивает домашняя hi-fi система за круглую сумму и хочется чего-то большего, люди начинают переходить к лампам…или тратить большие деньги на брендовую звукотехнику. И наверное для среднестатистического слушателя счастье в балансе цены и качества, так вот что касается звука советских усилителей, то он неплох, после замены конденсаторов, правильной разводки земли и экранировки, настройки тока покоя, замены некоторых деталей импортными, повышения мощности питающих трансформаторов или замена их тороидальными…и т.п., как много всего!
Хочется бас одиссея и вокал брига, совмещения лучших качеств в одном устройстве. Неужели нужно взять и припаять один к другому? Что же делать человеку, желающему погрузиться в мир хорошего звука без особых хлопот и затрат?
Я отвечу – накопить такую же коллекцию, довести их до ума, переслушать, убедиться, что из советских усилителей идеальных не бывает, так же как и не бывает идеальных женщин, разочароваться и всё продать!
И собрать самому!
А в магазине техники всегда проходить с улыбкой мимо людей, которые выбирают красивый китайский бестолковый ящичек с немыслимым количеством тюльпанов на задней панели и ценой в свою зарплату…когда как дома стоит обалденный по звуку, простоте и себестоимости усилитель, способный как по характеристикам так и по звуку заставить курить китайский ресивер! Предлагаю усилитель, в котором есть и высокие и низкие, в котором каждый обязательно найдёт для себя часть брига и одиссея и услышит для себя то, что он хочет, как это сделал я!
Что же это за усилок такой?
Это Радиотехника У-101?!
Вообще Радиотехника наверное просто создана для того, чтобы однажды её “изнасиловали”…она красивая, даже сейчас её эргономика и дизайн возбуждают пытливые умы радиолюбителей, у которых чешутся руки и в ней всего 20 Ватт – этого слишком мало, чтобы сопротивляться. Её то мы и возьмём в качестве очень удобной платформы для реализации собственных идей в области хорошего звука для дома.
Дальше будет описана сборка ПОЛНОГО усилителя, в состав которого входят предусилитель, усилитель мощности, индикатор, защита, два блока питания. Всё это в корпусе Радиотехники.
Схема:
Из множества различных схем, я выбрал те, что в данный момент, по моему личному мнению, являются оптимальными по соотношению цена/качество, скажу сразу, что никаких изменений кроме описанных в оригинальные схемы не вносил, всё сделано так, как оно есть. По поводу самих блоков долго рассказывать не буду, я не радиоинженер, чтобы объяснять где чего происходит, я обычный радиолюбитель, поэтому подробную информацию читайте по указанным ссылкам. Я не в коем случае копированием схем, не покушаюсь на авторские права людей – радиоинженеров, потративших время и деньги на создание данных схем. Это сборка, сборка, которая вполне потянет на то, чтобы удовлетворить среднестатистического слушателя, не желающего платить бешенные бабки не известно за что. Этот усилитель действительно играет!
Итак, начнём.
Когда я всё-таки залез ей под крышку…ужаснулся, провода от транса были обугленные, в усилителе мощности детали впаяны непонятно как, некоторые впаяны только одной ножкой, при включении сильно грелись диоды выпрямителя и воняло копчёными резисторами)). Индикатор не горел. Зато внешне хорошо сохранилась. Прекрасный экземпляр – то, что я хотел для переделки.
Начался полный демонтаж, в результате которого я оставил трансформатор, темброблок, индикатор, входной коммутатор.
Фото внутренностей (это не мой экземпляр, здесь ещё всё хорошо).
Коммутатор
Нужен нам для того, чтобы не было дыры на задней панели и чтобы было гнездо для входа. То гнездо, над которым написано “запись” свободно и на плате дорожки к нему не идут, припаиваем к этому гнезду экранированный акустический провод, ведущий к предусилителю. Это будет линейный вход. Массу сразу замыкаем проводком на корпус усилителя, для этого на раме предусмотрены специальные лепестки, если этого не сделать - будут шумы.
Также плата коммутатора может служить как площадка для монтирования платы защиты, для этого вытаскиваем коробочку фонокорректора, тем самым освобождая пространство и садим на жидкие гвозди реле отключения акустических систем, входящее в схему защиты, рядом монтируем саму плату.
У меня например получилось зажать радиатор выходного транзистора схемы защиты между лепестками гнезда под предохранитель.
Индикатор
Меняем электролитические конденсаторы. Приводим в порядок провода.
Т.к. я всё выдернул мне пришлось разбираться какой провод куда идёт.
Если посмотреть на розетку ХР7, ту, что вставляется на плату индикации, то контакты 10,11,12 идут на накал и припаиваются к соответствующим выводам на трансформаторе.
Контакты 5-плюс питания, 6-минус питания, 4-общий подключаются к блоку питания предусилителя до стабилизаторов, далее будет показано как.
Контакты 2 и 3 подключаются к выходам усилителей мощности правого и левого каналов.
Питание
Для питания усилителя мощности я взял тороидальный трансформатор с двумя одинаковыми вторичными обмотками по 20 Вольт мощностью около 100 Ватт и прикрутил его болтом к металлической подложке на дне корпуса усилителя, предварительно просверлив в ней отверстие нужного диаметра. Рядом с этим трансом располагаем выпрямитель усилителя мощности. В качестве диодного моста берём импортный КВРС 5010. Собираем блок из 6 конденсаторов по 4700 мкФ х 50В, по 3 в плечо и шунтируем двумя плёночными конденсаторами по 1 мкФ. Схема стандартна и не нуждается в объяснениях.
Предусилитель, индикатор, защита и коммутация будут работать от родного транса.
На родном трансформаторе контакт 6 – это средняя точка, а с контактов 5 и 5” выходит напряжение 16,3 В, эти контакты проводами соединяем со схемой стабилизатора (контакты 5-6-5).
И с них же берётся питание для индикатора.
Для питания схемы защиты делаем отдельный выпрямитель, т.к. при подключении к уже имеющемуся блоку питания предусилителя возникают шумы и низкочастотный гул, который я не смог побороть даже конденсатором в 10 000 мкФ. Но тут возникла другая проблема – схема защиты работает с напряжением около 24 Вольт, значит до выпрямителя с трансформатора необходимо снять около 16 Вольт, однако делая замеры напряжений оставшихся обмоток родного трансформатора самое минимальное что я нашёл это 37 Вольт между выводами 4 и 4’, пришлось их и задействовать, потому что третий трансформатор это было бы уже слишком. После выпрямителя напряжение было снижено цепочкой из 5-и Ваттного резистора на 1 Ком и 3-х последовательно соединённых стабилитронов Д814. Конечно можно было сделать всё более профессионально и подобрать подходящий стабилизатор, однако и так всё работает.
Защита
Данная схема защиты довольно популярна, поэтому я затрудняюсь указать первоисточник, похожая схема есть в усилителе бриг001 ещё самой первой редакции. Одно могу сказать, что до этого собрал ещё две подобных схемы, но рассчитанных на двуполярное питание и был недоволен их работой, проблема была в том, что как бы я не настраивал и подбирал номиналы деталей - напряжение на контактах катушки реле не падало до того уровня при котором произошло бы размыкание контактов, связанных с АС, здесь же всё просто и надёжно. Задержка включения около 2 секунд. В ходе предварительной проверки между общим проводом и резистором R1 подключал две пальчиковые батарейке, тем самым убедился, что даже при трёх вольтах постоянного напряжения схема срабатывает, щёлкает реле и отключает акустику. Выключатель S1 выносим на переднюю панель (у меня справа от индикатора), им также можно управлять отключением колонок. Транзистор VT3 любой, который помощнее из серии КТ 815, КТ 940 и т.к. он греется, ставим его на радиатор. Плата создана не для лазерно-утюжной технологии.
Предусилитель
Хотел оставить родной, он у меня с версией на трёх микросхемах, но резистор СП-3 с тонкомпенсацией вымотал все нервы неравномерностью регулирования и шуршанием, хотя после заливки его машинным маслом ситуация улучшилась, надо понимать, что это всё же экстренная мера, а найти такой новый наверное нельзя уже даже на самом заводе изготовителе, как впрочем и сам завод…
К тому же уровень шума и искажений родного темброблока был велик, подключал, как многие советуют, минуя первую микросхему и всё равно, выкинул. Хотя что касается звука, то мне этот пред понравился, бас глубокий, высокие есть и вообще звучит как-то приятно. Однако мы собираем настоящий Hi-Fi и поэтому никаких искусственно-создаваемых приятностей нам не надо, нужен темброблок, по умолчанию не вносящий собой слышимых изменений в звучание.
Когда-то собирал на TDA1524 – ужас, коэффициент искажений около 0,3 %, это много, как не центрировал резисторы, подбирал конденсаторы - всё равно микросхема вносит изменения в звучание, пойдёт только как активный фильтр для саба.
Читал про пред Солнцева, который имеет помимо неплохих характеристик такие же хорошие отзывы, но собирать не стал, т.к. там есть потребность в применении резистора с тонкомпенсацией, которого в нормальном состоянии не найти, к тому же предусилитель построен на всё той же советской элементной базе, от которой я уже отошёл к импорту.
Собирал на LM1036 – все те же проблемы, что и с TDA, но коэффициент искажений по некоторым данным около 0,05 %, это уже лучше, да и звучит она намного лучше, хотя дешевле чем TDA и всё равно не то, не Hi-Fi.
И тут я собрал предусилитель на трёх операционниках NE5532 – класс, когда ручки по центру, то как будто темброблока и нет вовсе - это то, что я хотел и искал! Есть режим линейности АЧХ, коэффициента гармоник на данные опреционники в даташите я почему то не нашёл, но есть данные что 0,007 %. Плохо, что нет тонкомпенсации и её реализация возможна опять же со специальным резистором. Как раз этот темброблок и пойдёт в состав моего полного усилителя. Эта схема взята с иностранного сайта по этой ссылке.
Думаю объяснять тут особо нечего
Плату в сети не нашёл, пришлось разрабатывать самому. Плата создана не для лазерно-утюжной технологии, я делаю платы по старинке маркером и травлю в хлорном железе.
Усилитель мощности
А вот собственно он, виновник торжества, покоривший меня своим звучанием и себестоимостью, усилитель мощности STOUNCOLD
Здесь я не буду ничего писать, наверное никто не сможет рассказать о нём лучше, чем его создатель, статью которого можно почитать здесь
От себя лишь добавлю, что при напряжении +/- 27 Вольт среднеквадратичная мощность при подаче синусоиды частотой 1 кГц при 4-х омной нагрузке составила 104 Ватта и ещё - ничего лучше я пока ещё не слышал…
О сборке
В усилителе Радиотехника резисторы темброблока были впаяны в саму плату предусилителя и гайками крепились к планке, которая в свою очередь была связана с корпусом. Для установки в эти же отверстия импортных резисторов в этой планке нужно просверлить отверстия под выступ резистора диаметром 3 мм как на рисунках. Это обеспечит гарантию от проворота, к тому же данный выступ – это формально середина подковы резистора, поэтому сверлить отверстия необходимо как можно ровнее по горизонтали. С обратной стороны закрепляем резисторы гайками.
Отключение блока тембров в предусилителе у меня осуществляется с помощью реле, которое я запитал там же где и плату защиты, кнопка включения / выключения тембров выносится на переднюю панель (у меня слева).
После удаления основных внутренностей, я также удалил гнёзда “копирования входов” и наушников, остались отверстия на передней панели, что не очень красиво. В этом случае мне пригодились советские неполярные конденсаторы типа К50-6, обмотанные скотчем в один слой, которые очень хорошо вписались в эти отверстия, теперь это больше похоже на кнопки.
Самое сложное в монтировании усилителей мощности было – установка их на радиаторы. Необходимо было не сгибая сильно ножки транзисторов прикрепить их к радиатору, естественно через слой термопасты и слюду или терморезину как в моём случае. Для этого сверлим между рёбрами отверстия в заранее размеченных местах. Т.к. точно по середине я не попал – пришлось стачивать шляпки болтов, перпендикулярно пазу под отвёртку, что в конечном итоге стало ещё и лучшим вариантом, т.к. упираясь в ребро при закручивании гайки с обратной стороны болт не проворачивается.
Общий провод блока питания усилителя мощности с рамой корпуса непосредственно как предусилитель не соединять! Появляется низкочастотный гул, как раз поэтому проблема с питанием защиты так и осталась нерешённой, т.к. при присоединении общего провода защиты с общим проводом усилителя мощности также появляется небольшой гул. Поэтому схема защиты на данный момент функционирует только как схема задержки включения включения, в таком режиме никаких лишних шумов нет.
В качестве катушки в усилителе мощности прекрасно подошла катушка от Холтона - родного мощника Радиотехники.
При сборке не жалейте изоленты, флюса и припоя
Экономика
- Радиотехника дохлая 150 р
- Трансформатор 2х18 Вольт для УМ, что особо приятно производства нашего завода TopTransform г.Рыбинск 700 р
- Диодный мост и конденсаторы усилителя мощности 410 р
- Предусилитель на NE5532 530 р
- Плата защиты и реле 130 р
- УМ стоунколд 300 р один канал, т.е. стерео 600 р
- Изготовление плат - текстолит, припой , флюс, хлорное железо, свёрла, фломастеры 165 р
- Кнопки, провода, штекеры, конденсаторы в индикатор и прочее 125 р
Получается 2810 р
Впечатления
Первое, что бросается в уши – это детализация звука! Хорошая стереопанорама, но как и описано создателем стоунколда не в пространство, а для слушателя. Многие жалуются на S90 из-за неудачного среднечастотника, так вот играя с этим усилителем, этот недостаток компенсируется более выраженной серединкой и отличным воспроизведением вокала, высоких тоже вполне достаточно. Что касается баса – тут тоже всё в порядке, он чёткий, но не жёсткий.
Вот вам и Одиссей и Бриг, всё в Радиотехнике. Радиаторы предвыходных транзисторов тёплые, выходных – холодные, так и должно быть!
Мощность, как я уже сказал 100 Ватт на 4 Ома, замерить коэффициент искажений возможности нет, однако думаю он небольшой и если сравнивать относительно советских, то 0,01 % а то и меньше, по крайней мере на большой мощности он играет ещё чище чем Одиссей 010.
Очень доволен во-первых звуком, во-вторых тем, что сделал сам, в третьих соотношением цены и качества.
Финализируя всё выше написанное скажу, что с большим энтузиазмом на протяжении года я скупал советскую технику в поисках того, что будет стоять у меня на подоконнике и радовать своим звучанием, но время не стоит на месте и если когда-то эти вещи стоили приличные по тем меркам деньги и вполне устраивали своим качеством, сейчас нужно признать, что наша гражданская электроника осталась где-то там в 91 году и похоже как это не печально осталась там навсегда…Надо отдать должное всем советским вещам, мы пользуемся и разворовываем их до сих пор! Сейчас приходя в магазин радиодеталей можно купить КТ3102 года 87 (свежее просто нет) либо аналог ВС546, который новее дешевле и качественнее, естественно я выберу второе. И скажу честно, что не хотел продавать бриг, он мне нравился, там и детали военной приёмки, качество сборки и звука довольно высокое, однако когда я собрал стоунколд я окончательно убедился – моральное устаревание техники не пустые слова. Я слушаю его с отключённым предусилителем, мне не нужно выкручивать басы до дребезга стёкол, мне всего хватает и так. И что самое главное - присутствие странного чувства того, что любая песня звучит возможно именно так, как она и должна звучать, наверное это и есть High Fidelity!
Список источников:
http://sound.westhost.com/project97.htm
http://redwi.ru/zvukotehnika/usilitel_stounkold.html
Скачать печатные платы в формате Sprint-Layout
Автор: Чижов М., Рыбинск 2012
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Предусилитель | |||||||
OP1-OP3 | Операционный усилитель | NE5532 | 3 | Поиск в магазине Отрон | |||
C101, C201 | Конденсатор | 47нФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
C102, C202 | Конденсатор | 1 нФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
C103, C203 | Конденсатор | 2.2 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
R101, R201, R116, R216, R119, R219 | Резистор | 100 кОм | 6 | Поиск в магазине Отрон | |||
R102, R202, R112, R212 | Резистор | 1 кОм | 4 | Поиск в магазине Отрон | |||
R103, R203, R104, R204, R107-R109, R207-R209 | Резистор | 10 кОм | 10 | Поиск в магазине Отрон | |||
R105, R205, R106, R206 | Резистор | 22 кОм | 4 | Поиск в магазине Отрон | |||
R110, R210, R115, R215 | Резистор | 100 Ом | 4 | Поиск в магазине Отрон | |||
R111, R211 | Резистор | 10 Ом | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
R113, R213 | Резистор | 15 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
R114, R214 | Резистор | 33 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
R117, R217, R118, R218 | Резистор | 4.7 кОм | 4 | Поиск в магазине Отрон | |||
VR1A, VR1B, VR2A, VR2B, VR4A, VR4B | Подстроечный резистор | 100 кОм | 6 | Поиск в магазине Отрон | |||
VR3 | Подстроечный резистор | 50 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
Усилитель мощности 1 канал | |||||||
OP1 | Операционный усилитель | TL071 | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VT1 | Биполярный транзистор | BC546 | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VT2 | Биполярный транзистор | BC556 | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VT3 | Биполярный транзистор | TIP32C | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VT4 | Биполярный транзистор | TIP31C | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VT5 | Биполярный транзистор | TIP142 | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VT6 | Биполярный транзистор | TIP147 | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VD1, VD2 | Выпрямительный диод | 1N4148 | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
VD3, VD4, VD6, VD7 | Выпрямительный диод | 1N4007 | 4 | Поиск в магазине Отрон | |||
VD11, VD12 | Стабилитрон | 1N4742 | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
L1 | Катушка индуктивности | 2 мкГн | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
C1, C4, C6 | Конденсатор | 1 мкФ | 3 | Поиск в магазине Отрон | |||
C2 | Конденсатор | 500...5600 пФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
C3 | Конденсатор | 24 пФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
C5, C7 | Электролитический конденсатор | 100 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
C8, C10 | Конденсатор | 0.33 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
C9, C11 | Электролитический конденсатор | 220 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
C12 | Конденсатор | 150 пФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R1 | Резистор | 47 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R3 | Резистор | 200 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R5, R6 | Резистор | 2 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
R7, R8 | Резистор | 180 Ом | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
R9 | Резистор | 39 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R10 | Резистор | 22 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R11 | Резистор | 3.9 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R14 | Резистор | 4.7 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R15, R16 | Резистор | 15 Ом | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
Защита 1 канал | |||||||
VT1, VT2 | Биполярный транзистор | КТ315В | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
VT3 | Биполярный транзистор | КТ608А | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VD1 | Диод | Д220 | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
K2 | Реле | 1 | Поиск в магазине Отрон | ||||
C11 | Электролитический конденсатор | 47 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
C2 | Электролитический конденсатор | 200 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R1 | Резистор | 10 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R2 | Резистор | 3 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R3 | Резистор | 4.7 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R4 | Резистор | 6.8 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R5 | Резистор | 100 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R6 | Резистор | 39 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
Блок питания предусилителя и индикатора | |||||||
VR1 | Линейный регулятор | LM78L12 | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VR2 | Линейный регулятор | LM79L12 | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VDS | Диодный мост | КЦ405А | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
C1, C2 | Электролитический конденсатор | 220 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
C3, C4 | Конденсатор | 0.1 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
C5, C6 | Электролитический конденсатор | 4700мкФ 25В | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
Блок питания защиты и реле | |||||||
VDS2 | Диодный мост | КЦ405А | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
VD1-VD3 | Стабилитрон | Д814А | 3 | Поиск в магазине Отрон | |||
C1 | Электролитический конденсатор | 2200мкФ 63В | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
R1 | Резистор | 1кОм 5Ватт | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
F1 | Предохранитель | 3А | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
Блок питания усилителя мощности | |||||||
VDS3 | Диодный мост | KBPC5010 | 1 | Поиск в магазине Отрон | |||
C1, C2 | Конденсатор | 1 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | |||
Электролитический конденсатор | 4700мкФ 50В | 6 | Поиск в магазине Отрон | ||||
Скачать список элементов (PDF)
Прикрепленные файлы:
- amp172.rar (28 Кб)
Комментарии (58) | Я собрал (0) | Подписаться
Для добавления Вашей сборки необходима регистрация
Одиссей 001 500-1000р
Амфитон 25У, 50У 800-1500р; 75У 1300-1800р
Электроника 50У-017 1800-2500р
Одиссей У-010 3000-3500р
Вега 10У 300-800р
Эстония 010 с предом 4000-4500р
Радиотехника У101 1000-1500р
Кумир У-001 1800-2300р
Корвет 068 2300-2800р
Бриг 001 4500-5000р
Разница 500р в цене - это наличие профилактики в виде замены конденсаторов, настройки тока покоя, пропайки соединений и т.п.
Теперь по поводу самого монтажа, то тут уже много написано о изоленте, но никто не упомянул о такой простой штуковине как *НИТКА*, ей очень удобно стягивать провода в жгуты, а главное ОНА ЕСТЬ ВСЕГДА, чего не скажешь о термоусадке или стяжках, при небольшой фантазии и прямоте пары рук можно уложить всё гораздо *эстетичнее*.
Теперь по поводу двух трансформаторов, сначала подумал что автору всё же захотелось по настоящему заморочиться с *двойным моно* но понял, что зря я так думал. А ведь родного трансформатора вполне бы хватило для усилителя в классе АВ, на 4 Ом он бы отдавал около 2*50(60)Вт без проблем, просто используй обмотки все, а не те, что шли на УТ, подключив к обмоткам питающими родной УН получил бы +-31в (под нагрузкой +-30в), чего отлично бы хватило с головой наслаждаться *мощёй* на выходе. Как оконечник использовав того же Шушурина или *оплеуху* кстати в одном из таких *гробиков* я поселял *ОМ*, но ещё первую, защиту родную лучше попросту выбросить, но предварительно выпаять от туда релюшку, найти ещё одну такую же (благо дело у меня было их несколько штук), запараллелить контактные пары и использовать уже с новой обвязкой, а питание для них сделать на двух диодах и кондёрчике на 1000мкф*35в диоды припаяв прямо к лепесткам(клеммам) трансформатора, и потянув плюс прямо к конденсатору припаянному минусом на *Мекку*. В таком случае на защиту пойдёт +26в (лишние 2в на релюшке всю жизнь по схеме были, но для душевного спокойствия можно подкинуть пару диодов 1n4001 последовательно обмотке). Индикатор запитываем как есть (ведь питание то никуда не делось, трансик родной).
Как итог: получим вполне не плохой усилитель с *железобетонной* стабильностью и хорошей защитой от постоянки, а не простой эмитацией - которая когда то выйдет *боком*.
Один по-толще, другой для тонких дорожек. Конечно получается не столь красиво, хотя об этом можно спорить, но дорожки целы, а это самое главное.
К усилителю подключены колонки S-90, переделанные вот по этой ссылке (Доработка акустических систем Radiotehnika 35АС-012 (S-90))Кому интересно найдете в интернете. Процесс переделки описывать не буду. Там все подробно описано с фото. В результате проделанной работы получил полное удовлетворение как меломан, ну и стал врагом номер один для соседей. Поэтому когда сделаете себе такую вещь, не включайте на всю громкость. Поверьте на слово, результат превзойдет все ожидания. Всем удачи.
При питании +-27в вычтем пару вольт на транзисторе в режиме около насыщения, получим 25 в амплитуды и соответственно действующее значение 17,7в и теоретически возможная мощность около 79 вт при нагрузке 4 ома! Короче - рыбу поймал! Воооот такой...ГЛАЗ! Я только один это заметил?
Хотел добавить про современную аппаратуру( цифровая урезанная) ресивер пионер 1015 и варфедал дамонд 9,5 (комплект 5.1 + 2 техникса), после часа - полтора прослушиваний (средняя и малая громкость) наблюдается головная боль. если же использовать винил такого эффекта нет. Моё мнение что вырезанная информация (якобы не слышанных звуков) мозг заполняет отсутствующую информацию - переходит на более загруженный вариант . Прошу высказываться... Всем всех благ.
Или у Вас проблемы с измерениями, или очень хочется приукрасить действительность.
3 емкости в плече по 4700 мкФ дадут в сумме 14100 мкФ. При Напряжении на них 27В и токе порядка 7 А (в нагрузке 4 Ом) будем иметь 100-герцовую пульсацию около 5 В. Эти 5 вольт надо отнимать от 27, да еще пару вольт остаточного на транзисторах, итого Вы можете иметь порядка 20 Вольт неискаженной амплитуды на долговременном синусе. А это 50 Вт честной RMS.
И это для одного канала. При питании двух каналов от одного источника просадка будет вдвое больше.
И теоретическая RMS для двух каналов - 2х23 Вт.
На самом деле чуть больше, т.к. 7 А - это амплитуда тока, действующее значение около 5 А, просадка чуть меньше, так что можно рассчитывать на значение около 60 Вт с одного канала и порядка 2х35 Вт с двух.
Советую уделять больше внимания технике измерений.
И еще - интересные результаты дает анализ спектрограмм искажений на малых амплитудах и на больших. Хоть с помощью RMAA, хоть Спектрой.
Да.Забыл. Блок питания переделан полностью.Для пит.УМ использовал напряжение +/- 31В. На кажд.канал свой выпр.мост и четыре банки по 10Т/50В,+/- 15B для преда на LM7815,7915.Плата коммутатора выкинута,на её месте плата защиты (от положительного и отрицательного напр.на выходе) и сетевой фильтр(на мой взгляд обязательно). Платы преда и УМ-ов сделаны по размеру исходников. Магнитофонные входы, на СГ5, на передней панели заменены на одиночные RCA,которые закрепил на текстолитовой панельке выпиленной по размеру.Хотел выложить фотки и схемы,да хозяева сайта ругаются что размер прикреплённого файла (2-3МБ) большой.
Александр Тимофеевич - вот согласен на 100% - а то некоторые пытаються модернизировать и экономят и экономят - а потом пишут что звук потрясный стал - как же он потрясный станет если ты одно дерьмо на другое дерьмо поменял
Затраты на хай энд не могу быть ниже 80000руб дешевле не получится и не спорьте.
-Это правильно.
"Затраты на хай энд не могу быть ниже 80000руб дешевле не получится и не спорьте."
-А это глупость и пижонство.
Сами себе противоречите, ибо:
хай энд это не космическая цена, это правильные схемы :)