Главная » Мастерская
Призовой фонд
на май 2017 г.
1. Тестер компонентов MG328
Паяльник
2. Осциллограф DSO138
Паяльник
3. Регулируемый паяльник 60 Вт
Паяльник
4. 100 руб.
От пользователей

Похожие статьи:


Изготовление печатных плат с помощью фоторезиста

В интернете есть множество статей по методам изготовления печатных плат. На сегодня популярным методом изготовления печатных плат в домашних условиях является ЛУТ (с помощью лазерного принтера и утюга). Однако сегодня хотелось бы поделиться методикой изготовления печатных плат ещё одним методом - с помощью фоторезиста. На эту тему написано уже много, но есть желание поделиться своим опытом.

Что нам нужно:

  • Фоторезист пленочный негативный (например в AliExpress)
  • ПК и рисовалка печатных плат (как вариант SL5-SL6)
  • Прозрачная пленка для струйного или лазерного принтера (например такая)
  • Принтер (для соответствующей пленки — у кого какой)
  • Фольгированный стеклотекстолит
  • Бумага (обыкновенная) и стирательная резинка
  • Острый предмет (иголка, скальпель и т.п.)
  • Ультрафиолетовая лампа
  • Кальцинированная сода (пищевая не подойдет)
  • Ровные руки

Итак, пленочный негативный фоторезист являет собой полимерный светочувствительный материал, покрытый с обеих сторон тонкой защитной пленкой (такой бутерброд на рис. 1). Воздействие света на него либо разрушает полимер (позитивный фоторезист), или, наоборот, вызывает его полимеризацию и понижает его растворимость в специальном растворителе (негативный фоторезист). При последующей обработке происходит травление в «окнах», образованных засвеченными (позитивный фоторезист) или не засвеченными (негативный фоторезист) участками полимера.

Бутерброд

Например, имеется готовая разводка некого девайса (пусть в SL6):

Разводка печатной платы

Для изготовления печатной платы необходимо сначала изготовить фотошаблон для фоторезиста. Для этого:

  1. лезем в меню "Файл"->"Печать"
  2. отключаем печать ненужных слоев
  3. масштаб 1:1
  4. и ставим галку "Негатив" (если забыли поставить и пустили в печать на принтер — придется перепечатывать)!!!
  5. на прозрачную пленку нужно выбросить побольше краски. Поэтому, лезем в настройки принтера и выставляем:
    1. качество печати: очень высокое
    2. тип печати: черно-белый
    3. если есть другие настройки - смотрим сами

Еще раз проверяем п. 2-4 и посылаем шаблон на печать (см. рисунки ниже).

После – проверяем наш шаблон на прозрачность – рисунок должен быть четким и не просвечиваться (если сквозь него все видно – плохо дело – можно пустить его еще раз на печать или напечатать новый (изменив настройки печать принтера))

Печать

Настройки печати

Настройка цветов

Вот результат:

Печать на пленке

А пока наш шаблон подсыхает (не оставляйте на нем свои отпечатки), подготовим основу для нанесения фоторезиста - фольгу текстолита. Для этого, медное покрытие текстолита надо зачистить и обезжирить: берем нужного размера текстолит и протираем медный слой стирательной резинкой, дабы удалить грязь с меди. Всё, трогать пальцами эту часть текстолита НЕЛЬЗЯ! Чтобы на фольге не осталось частиц резинки и снова не замазать ее жирными руками, медь стоит чуть полирнуть до блеска бумагой (но НЕ НАЖДАЧНОЙ!).

Полировка

Далее берем наш фоторезист (тот, который рулончик). Отрезаем нужный кусок и прячем рулон куда подальше от света (иначе – со временем может засветиться и целый рулон пропадет). Нужно НЕМНОГО подцепить матовую защитною пленку (она находиться с внутренней стороны рулона см. рис.) с помощью иголки, например.

47-8.png

Не трогайте пальцами той части фоторезиста, с которой сдираем пленку, иначе он не прилипнет к меди.
Теперь легким движением руки прикладываем фоторезист к плате, прижимаем и постепенно снимаем матовую пленку (фото). Аккуратно разглаживаем все это дело (фоторезист должен прилипнуть весь и чтоб без пузырьков и т. п., после разглаживания плату можно положить между страницами книги и крепко прижать)

47-9.png

Пока мы лепили фоторезист к меди, наш фотошаблон успел высохнуть (надеюсь). Теперь прикладываем его к плате с фоторезистом (стороной, где напечатано, к  фоторезисту – если печатали не зеркальный шаблон). Выравниваем шаблон по краям платы и кладем на него стекло (шаблон должен быть плотно прижат к плате, иначе может засветиться то, что не должно засвечиваться)
Теперь ставим ультрафиолетовую лампу на уровне 10-15 см над платой и засвечиваем наш фоторезист приблизительно на 7 минут.

Снимаем фотошаблон и сдираем прозрачную пленку с платы (фоторезиста). Эту операцию нужно проводить аккуратно, чтобы не содрать и сам фоторезист с платы.

Сода

Теперь нужно проявить наш фоторезист. Для этого замачиваем нашу плату в растворе кальцинированной соды на 30 секунд. Легкими движениями зубной щетки по поверхности платы смываем остатки не засвеченного фоторезиста (при этом окунаем плату в раствор соды). Когда будет четко видна медь, промываем плату обычной водой и пусть просыхает.

Печатная плата при помощи фоторезиста

Какие могут возникнуть проблемы?

Если остается фоторезист, там, где его быть не должно, значит:

  • Либо пересветили ультрафиолетом,
  • Либо сделали плохой фотошаблон и через него ультрафиолет засвечивал все
  • Фотошаблон плохо был прижат к фоторезисту (в этом случае дорожки могу быть шире нужного)

Если при проявке фоторезиста сдираются сами дорожки, то:

  • Фоторезист плохо пристал к меди -> медь плохо подготовлена (жирная, грязная и т. п. или фоторезист битый (у меня такого не было, но всякое может быть))
  • Нужно ЛЕГЧЕ тереть зубной щеткой
  • Передержали плату в воде (растворе) – фоторезист ведь к меди не на суперклей клеился.

Ну и если фоторезист при проявке смывается полностью – значит недосветили УФ лампой

А далее все как по сценарию: хлорное железо…вытравливаем…смываем остатки железа…фоторезист можно снять ножом, а можно и растворителем (что есть гораздо легче), а можно оставить как защитное покрытие дорожек (если можно так выразиться).

С первого раза  может выйти кривовато, но с практикой – приходит мастерство. Удачи!

Теги:

kharakternyk Опубликована: 2011 г. 0 0
Я собрал 0 0
x

Оценить статью

  • Техническая грамотность
  • Актуальность материала
  • Изложение материала
  • Полезность устройства
  • Повторяемость устройства
  • Орфография
0

Средний балл статьи: 0 Проголосовало: 0 чел.

Комментарии (52) | Я собрал (0) | Подписаться

0
Роман #
Зачем мучатся с ножом и растворителем, если остался раствор для проявки, достаточно просто поместить в него плату на пол часа и все остатки сами смоются.
Ответить
0
Димон #
Всё проще, ведь осталась плёнка от фоторезиста. Пару капель ацетона,накрыть плёнкой и через пару минут смести тряпочкой остатки отслоившегося фоторезиста.
Ответить
-1
Roman #
Зачем мучиться с фоторезистом, когда есть ЛУТ? Качеству плат при правильном использовании ЛУТ могут позавидовать промышленные предприятия! С фоторезиторной технологией, Имхо, слишком много ВОЗНИ, то проявился, то не проявился, то проявился, но не там... И к тому же, сравнивая с ЛУТ - это ОЧЕНЬ дорого!
Ответить
+6
Дмитрий #
Как вы уже достали со своим дорого. Дороже на 150 рублей (цена фоторезиста, причем за метр, то есть каждая плата дороже вообще на пару рублей) и все. Пленка дешевле фотобумаги, соды стоит 10-15 рублей, это вообще не трата, сигареты дороже. Лампа стоит 200 рублей, но она вечная если не разобьете, установку можно сделать из подручных материалов. Но качество и повторяемость лучше в разы. Никто же не заставляет покупать самый дорогой фоторезист и цистерну маски.
Ответить
0
BARS_ #
Фотобумага нафиг не нужна в ЛУТ. Старые журналы - бесплатно. Но не в цене дело, плёнку фиг где найдешь в магазинах... Ещё и ламинатор нужен для прикатки резиста
Отредактирован 21.07.2015 08:35
Ответить
0
BARS_ #
Что? Предприятия могут позавидовать ЛУТ? Да ладно, что за бред! Заказывал платы у китаез, даже у них качество на высоте. Память одно удовольствие. А ЛУТ так себе технология. Давно бы перешёл на резист, если бы плёнка для принтера продавалась.
Ответить
0
rgsv #
Можно и без плёнки прекрасно. Печать на обычной бумаге A4. Потом шаблон смачивается подсолнечным маслом, что делает его более прозрачным для УФ.
Ответить
0
Варсонофий #
Ультрафиолет необязателен,можно использовать лампу накаливания 400 Ватт-расстояние полметра,время 15 минут,соответственно 100 Ватт-12,5 см,150 Ватт-19 см
Ответить
0
decodder #
Рисунок после уже сразу после экпонирования виден? Я пытался использовать метод. Понравилось, но пока не добился желаемого. У меня рисунка видно не было. Появлялся только после окунания в соду, да и то бледный. Как должно быть? Или это от резиста зависит?
Ответить
0
BARS_ #
Рисунок виден после проявки
Ответить
0
serega374 #
Мало засвечивали. Я свечу УФ лампой 36 Вт (или двумя если плата большая ) полторы минуты на расстоянии 5 миллиметров от платы . Проявляю в растворе едкого калия (KOH). 5 г на литр кажется. Но я на глаз сыплю. Все на ура получается.
Ответить
+1
Александр #
По-моему с фотобумагой НАМНОГО проще, да и не дорого (50 листов формата А4 покупал за 350 рублей примерно). Весь процесс распечатки, "утюжки" и травления занимает примерно около часа времени. Травлю платы с недавнего времени раствором перекиси водорода+лимонная кислота+поваренная соль в соотношении 100мл 3-х процентной перекиси водорода/кислота лимонная 30грамм/соль поваренная 10грамм... Может кому пригодится.
Ответить
0
Денчик #
Как быстро травится плата таким раствором?
Ответить
0
Сергей #
Порядка 20 минут без подогрева. Перекись в последнее время продают в какой-то негерметичной таре, чтобы не взрывалась и при хранении с комнатной температурой концентрация падает. Если взять 30 процентный раствор и разбавить до 3 и купить разбавленную в аптеке, то часто в последнем случае приходится ждать до 1,5-2 часов.
Ответить
0
BARS_ #
Пытался делать на фотобумаге, в итоге глянец с нее прилип к плате сильнее, чем тонер...
Ответить
0
Александр #
Александр. Можно по подробней о способе изготовления п.п. фотобумагой? Какая нужна фотобумага? Каким способом нанести на текстолит?
Ответить
0
Иван #
Берете бумагу Ломонд (100 или сколько там она бывает по плотности, 115). Сильно плотную не берите - долго греть...
Потом печатаете на ней рисунок платы, только учтите что этот рисунок отразится зеркально, когда переводить будете.
Берете утюг, выставляете на max.
Пока греется утюг, берете подготовленный по размеру текстолит, берете стерку с синим жестким наконечником (для ручек который) трете текстолит до блеска, Вы поймете сами когда нужно остановилься (короче отпечатки убрать, окисел и грязь).
Ложите обрезанную и уже напечатанную фотобумагу (лазерным принтером с максимальным зачернением в настройках принтера рисунка)на текстолит и жарите утюгом - время опятным путем.
Берете канцелярский нож (это не обязательно)и мало мало царапаете еще теплую плату со стороны бумаги - бумага быстрее снимится. Идете в ванную - под воду плату, трете пальцами, не ногтями.
Вот и плата готова. потом пока она мокрая (чтоб не сбить дорожки) иголкой ковыряете не снятую бумагу.
Травите. Сверлите. Паяете. Радуетесь!
Ответить
0
Андрей #
Бумага LOMOND оказалась хуже бумаги VIDEX которую я в АТБ купил. У последней глянец легче снимается (меньше прилипает там где не надо). LOMOND не заслужено считают лучшей.
Ответить
0
Александр #
Для ЛУТ можно использовать бумагу, которая остаётся от самоклеящейся плёнки. Нормально получается.
Ответить
+2
Сергей #
После того, как я попробовал фоторезист, ЛУТ уже на втором плане. Качество лучше, при определенных навыках скорость почти такая же. И еще, фоторезист лучше прикатывать ламинатором, и перед этим наносить в воде.
Ответить
0
Алексей #
Чтобы обеспечить наилучшую адгезию фоторезиста с текстолитом, я после наклейки фр проглаживаю утюгом через пару альбомных листов на минимальной температуре.
Ответить
0
Георгий #
Точность фоторезиста выше, можно дорожки до 0.15 сделать.
Ответить
0
Максим #
Кто знает, подойдет ли обычная синяя лампа для фоторезиста? Такие лампы раньше у многих дома были, ну там прогревать ухо или нос...
Ответить
0
Санек #
Нет, у нее инфракрасное излучение http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%F4%EB%E5%EA%F2%EE%F0_%CC%E8%ED%E8%ED%E0
Ответить
0
Андрей #
А можно пленочный фоторезист сделать жидким? Никак не получается клеить без пузырьков.
Ответить
0
Дмитрий #
В принципе можно, однако идея плохая. Наносить без пузырьков дело практики. В воде можно наносить, можно прикатывать ламинатором. Ну если уж совсем хочется можно купить жидкий. На eBay: Negative Photoresist Anti etching Photosensitive Blue Paint DIY PCB
Ответить
0
Андрей #
Да, ушло пару метров. Но всё оказалось не так критично - царапины с воздухом не такие глубокие чтобы вода проникала, да и пузырьки протыкаю иголкой и пальцем придавлю.
Ответить
0
Behram #
Есть специальные жидкие фоторезисты.
Ответить
0
Vladimir2014 #
Проще, чтобы без пузырьков, включить утюг градусов на 100-120 и прогладить фоторезист через бумагу. Я глажу через 5-6 слоев газеты. А можно, как советовали ниже - прогнать через ламинатор. Но утюг есть у всех, а вот с ламинатором сложнее)
Ответить
0
Билол #
Я тоже хочу попробовать на фоторезисте, а то у меня на лут не получается! Беру текстолит беру мелкую шкурку .....и. т.д. все по рекомендации делаю, но всё равно не получается, в конце 30-35 % тонера не прилипает на плату.
Ответить
0
BARS_ #
Шкурка очень плохо. Бери порошковое моющее средство и зубную щётку. Мочишь и трешь щеткой кашицу из средства на плате. Как вода начнёт равномерно растекаться - плата чистая. Вытираешь бумажной салфеткой и все переведется нормально
Ответить
+1
Дмитрий #
Я уже больше года пользуюсь обыкновенной офисной бумагой вместо прозрачной пленки. Все просто. Негативное изображение распечатываете на простой офисной бумаге (лучше прогнать 2 раза в принтере). Далее берете обыкновенной кухонное масло олейна или подобное им. пропитываете полученное изображение. Белые места моментально становятся прозрачными для УФ лучей.
Ответить
+1
Евгений #
Вот тут продают текстолит с уже нанесенным фр, качество отличное, хотя получается и подороже чем самому наносить, сам много раз покупал, до сих пор остатки лежат, как израсходую остатки, попробую заказать фр и текстолит, с пп с фр я не долго эксперементировал, чтоб достигнуть результатов, за вечер все получилось и кстати не обязательно даже фотошаблон делать. Я начинал с обычной бумагой, на бумаге печатал рисунок платы в зеркальном виде, после на нужный кусок текстолита наносил не много подсолнечного масла и прикладывал лист бумаги с рисунком(рисунком к плате), после этого на бумагу еще наносил масла, чтоб бумага стала вся пропитана(так она становится прозрачной для уф лучей) и засвечивал уф лампой с расстояния 5-7 см 15 Вт лампой 13 минут. Ну а далее , как описано выше, проявка в расстворе кальц. соды и тд....качество получается нормальное, дорожки по 0,2-0,3 мм получались отличные, иногда после проявки правда приходилось немного подчистить фр на плате, там где засветилось лишнее, но это мелочи...сейчас начал использовать фотошаблоны, напечатанные струйником, на прозрачной пленке, при максимальном расходе чернил, качество стало лучше, но если требуется толщина дорожек более 0,2-0,3 мм, то подойдет и обычная бумага
Ответить
0
BARS_ #
Пробовал так. Дорожки 0.3мм паршиво переводятся.
Ответить
+1
Евгений #
Для плат, где не критично качество и габариты, такой способ подходит, иногда приходится просто подчистить засвеченный фр перед травлением, сам так делал около двух лет. Главное оптимально подобрать время и расстояние для засветки.
Прикрепленный файл: 1.jpg
Прикрепленный файл: 3.jpg
Прикрепленный файл: 5.jpg
Ответить
+1
Евгений #
А вот платы с использованием фотошаблонов и с нанесенной паяльной маской.
Прикрепленный файл: 6.jpg
Прикрепленный файл: 7.jpg
Прикрепленный файл: 8.jpg
Прикрепленный файл: 9.jpg
Прикрепленный файл: 10.jpg
Ответить
0
BARS_ #
Классно. У меня так не получалось. Для засветки делал матрицу из УФ светодиодов, ставил в сканер и на стекло ложил плату с шаблоном. Результат был фиговым. Резист был ФР кто-то там. Принтер и лазерный и струйный пробовал.
Ответить
0
Евгений #
Вот так я засвечиваю, лампа не дорогая, если площадь большая, приходится время от времени сдвигать плату, чтоб не получилось смещения дорожек и вообще нормально засветилось, кстати тут я просто паяльную маску засвечиваю(шелкографию так сказать делаю), а ниже еще один готовый результат...так, что экспериментируйте, и все у вас получится, главное аккуратность и терпение, а опыт со временем придет, будете делать качественные платки...
Прикрепленный файл: 3Qih-J8ejIU.jpg
Прикрепленный файл: jF9nO7ZSSMk.jpg
Ответить
0
BARS_ #
Да. Пожалуй надо достать фоторезист и еще потренироваться =) А как вы фоторезист клеили? Или с пленкой не пробовали? И какую концентрацию соды и каустика делали? 0,2мм получалось сделать с обычной бумагой?
Ответить
+1
Евгений #
FR я сам не клеил в моем первом сообщении написано где взять текстолит с уже нанесенным фр, самому заморачиваться не нужно, а что касается с концентрацией, это вообще больная тема, я очень долго подбирал концентрации, сейчас у меня три емкости с растворами разной концентрации, в первой для проявки фр, во второй для окончательной смывки фр(вот тут в принципе подбирать не нужно, хуже не станет если слишком много соды, наоборот быстрее смоется фр), ну а в третьей у меня раствор для проявки паяльной маски...сам даже побаиваюсь, что со временем растворы закончатся и придется по новой экспериментально подбирать кол-во соды ...02 получалось, но при этом хочу отметить, что в настройках принтера при печати, всегда следует выставлять яркость и контраст, чтоб линии не просвечивались уф на бумаге и плюс я выставлял максимальное распыление чернил...вот..если, что пишите...насчет наклеивания фр, я собираюсь заказать на али фоторезист пленочный и текстолит и попробовать сам клеть, вообще пишут, что не сложно, главное чтоб пузырьков не было, можно в воде клеить или можно попробовать максимально аккуратно наклеить без воды, а появившиеся пузырьки проколоть иглой...ну в общем в инете есть описания этого процесса, главное аккуратность , терпение и запас кофе
Ответить
0
BARS_ #
Ну клеить у меня в принципе получалось неплохо, главное чтобы грязь под ФР не попала. Но вот с просветкой и проявлением беда была. Дорожки при одном и том же времени получались то пересвеченными, то недосвеченными. И раствор тоже тяжко подобрать, то проявляется слишком долго, то снимает ФР. В общем надо экспериментировать))

Засвечивал вот такой штукой, установленной в сканер. Получалось вот так. Качество хромает...
Прикрепленный файл: 1iPqVOoWbY8.jpg
Прикрепленный файл: iD_BqSDwbZo.jpg
Прикрепленный файл: zbv6YWxiVDU.jpg
Ответить
+1
Евгений #
Я когда проявляю делаю так: погружаю плату в ванночку с раствором и тру пальцами по фр, при этом считаю до 30 после промываю водой и повторяю, до полной проявки, далее сушу, подчищаю, где нужно и травлю
Ответить
0
Айрат #
Второй день пытаюсь изготовить плату при помощи фоторезиста. Шаблон напечатанный на бумаге, обработанный transparent 21. Текстолит обработал шкуркой нулевкой, затем при помощи порошка для чистки посуды. Поверхность просто блестит. Но есть одно но - фоторезист ни в какую не хочет прилепить к поверхности, извел половину рулона. Клеить пробовал предварительно нагрев текстолит под водой, тогда он прилипает но так, что пузыри размером с "кулак". Поэтому сначала под холодной водой клеил выгонял весь воздух. Произвожу экспонирование, но при попытке отклеить верхнюю пленку отклеивается (причем без труда) добрая половина фоторезиста. остаток попробовал чисто для интересно проявить - в соде проявка идет, но какой из неё толк если половина картинки тупа отклеилась. Где подвох, и что я сделал неправильно?
Ответить
0
AFCrio #
Может Вы сначала не ту сторону снимали с фоторезиста ?
Фоторезист в рулоне состоит из трех слоев. Тонкая глянцевая лавсановая пленка, сам фоторезист, и слегка матовая полиэтиленовая пленка. Полиэтилен тянется, лавсан - нет. Нужно удалить полиэтиленовую защитную пленку и наложить фоторезист на текстолит:
Ответить
0
Айрат #
Да, она трехслойная, защитная пленка легко отходит. Проблема в том, что фоторезист клеится только местами, а с оставшейся части легко отходит при попытке снять вторую пленку. Может температура утюга была слишком низкой? Гладил температурой при которой можно держать руку на поверхности утюга, но не долго. Ламинатор, пока как то не охота покупать для этих целей)
Ответить
0
Андрей #
А какой ФР? Такие проблемы были с МП-ВЩ - то отваливается то пересвечивается. На Альфе 350 и на китайском - не было.У китайца даже повыше разрешающая способность - полоски от струйника засветились, буду подбирать режимы засветки и проявления для китайца.... Да, фоторезист при проявке зубной щеткой драл - фиг он отваливается. Если нормальный...
Ответить
0
Айрат #
Покупал рулонный ПФ-ВЩ, отечественный. Видимо общее качество его не очень, да и срок годности уже выходит.. Искал в во всех магазинах вчера в городе своем - походу весь фр извелся, есть только листовой А5 по 50 р. за лист и то годовалый и неизвестного происхождение. Походу придется в интернете заказывать
Ответить
0
александр #
Я применяю самоклейку номер 333 вроде для меня нормально.
Ответить
0
Яковлев Борис #
Наилучший способ с наименьшими повреждениями для обработки плат использовать кашеобразную смесь мела и нашатырного спирта (Осидол). После обработки платы получаются как полированные.
Ответить
0
stalnoi #
Есть несколько тонкостей при работе с фоторезистом .
1. Фоторезист должен быть свежий. Иначе тонкие дорожки не получатся .Лично свой храню в холодильнике в пластиковой не прозрачной папке.
2. Без ламинатора приклеить получалось плохо. С ним пошкурил , наложил фоторезист под холодной водой , прогнал через ламинатор пять раз , все получается идеально.
3. Купил в Китае ультрафиолетовые светодиоды и спаял лампу размером с книгу для равномерной засветки. Расстояние между светодиодами 1 см.
4. После засветки прежде чем снять защитную плёнку для проявки плату помещаю в холодильник, иначе защитная плёнка снималась иногда вместе с фоторезистом.
5. При проявке в соде держать долго нельзя. Чтобы не перетравилось надо точную концентрацию и время. Проще периодически плату промывать в прохладной воде мягкой щёточкой до полной проявки . Алгоритм ориентировочно 5 сек сода 10 сек вода ,опять 5 сек сода и опять 10 сек вода и т.д.
Эти тонкости позволят делать печатные платы идеального качества . Надеюсь о прижатии шаблона к плате печатью вниз стеклом или оргстеклом говорить не надо. Так как лазерный принтер печатает не плотно приходится совмещать два шаблона вместе .
Ответить
0
Виталий #
Если лавсановая плёнка снимается вместе с фоторезистом, значит адгезия плохая. Лучше плату вообще не шкурить - глубокие борозды получаются, фоторезист будет неплотно прилегать.
Ответить
Добавить комментарий
Имя:
E-mail:
не публикуется
Текст:
Защита от спама:
В чем измеряется электрическая мощность?
Файлы:
 
Для выбора нескольких файлов использйте CTRL

Мини гравер 125 Ватт
Мини гравер 125 Ватт
Конструктор - темброблок на LM1036 Discovery V8
вверх