Реклама ⓘ
Главная » Измерения
Призовой фонд
на апрель 2024 г.
1. 100 руб.
От пользователей

Реклама ⓘ

Питание мультиметра. Li-ion вместо кроны. Защита от разряда, таймер

Долгое время пользовался мультиметром DT9202A, в очередной раз села "крона", а покупать новую было в лом. Решил купить новый мультиметр. В качестве замены выбрал Fluke 15B+. Ну а старый мультиметр бросил в коробку с хламом. Пролежал он там пару лет, пока я в очередной раз не наткнулся на него.

Вроде бы и выкинуть жалко, и пользоваться нельзя, и на запчасти разобрать рука не поднимается, ведь мультиметр исправно служил мне в течении нескольких лет. Было решено сделать ему новую систему питания. Хотелось подойти к делу основательно, а не гнать вот такую халтуру:

Хотелось запитать мультиметр от Li-ion аккумулятора, но возник ряд проблем:

  • Напряжение питания мультиметра 9 вольт, нужен повышающий преобразователь;
  • Штатная система автоотключения перестанет работать, нужно городить свою;
  • Необходимо защитить аккумулятор от переразряда;
  • Нужно чтобы на борту был контроллер зарядки аккумулятора с индикацией.

Кроме того, хотелось собрать конструкцию из дешевых и доступных деталей, и главное - без использования микроконтроллеров. Решать такую простейшую задачу на микроконтроллере как-то скучно и не интересно. Да и радиолюбители-новички будут не против "прокачать" свои мультиметры, используя радиодетали с помойки ;-)

После нескольких вечеров, проведённых с паяльником и макетной платой, родился такой вот монстр:

Основные характеристики:

  • Выходное напряжение 9 В
  • Напряжение питания 3,6...4,2 В
  • Напряжение срабатывания защиты от разряда 3,6 В
  • Ток заряда аккумулятора 250 мА
  • Таймер автоотключения 5 мин

А так выглядит устройство в сборе:

На одной стороне платы расположены SMD компоненты, а на другой стороне находится аккумулятор от старого мобильника. Изначально я хотел поставить аккумулятор Nokia BL-5C, но он оказался на 2 мм длиннее отсека и не влез по размерам.

Пришлось ставить мелкий аккумулятор Nokia BL-4B. Закрепил его при помощи двустороннего скотча.

Для внедрения новой системы питания в мультиметр, необходимо:

  1. Превратить штатный выключатель в тактовую кнопку, удалив фиксирующий элемент;
  2. Продолбить необходимые отверстия, разместить плату в корпусе;
  3. Соединить плату питания с платой мультиметра.

Итак, приступим.

1. Модификация кнопки

Так как штатная кнопка включения имеет фиксацию, пришлось немного доработать её. Для этого нужно вскрыть корпус кнопки, удалить оттуда фиксирующий элемент, и собрать всё как было ;-)

Теперь кнопка не фиксируется при нажатии, и работает как обычная тактовая кнопка.

2. Сверление отверстий, размещение платы в корпусе

Плата питания содержит контроллер зарядки аккумулятора. Подзарядка осуществляется через разъём USB-B, который был весьма уютно размещён в корпусе мультиметра.

В батарейном отсеке пришлось уменьшить высоту стенок, чтобы они не мешали плате.

В верхней части корпуса были вырезаны отверстия для разъёма USB и для светодиода, отображающего процесс зарядки.

Во время зарядки светодиод горит, по окончании зарядки - гаснет.

Плата фиксируется в корпусе мультиметра без единого болта. Продавить USB гнездо мешает ступенька в корпусе. Достать гнездо наружу мешает форма платы, повторяющая внутреннюю часть корпуса. Шевелить плату влево-вправо мешают стенки батарейного отсека. Наклонить плату вверх мешает аккумулятор, наклон вниз блокирует стенка батарейного отсека. Плата сидит внутри крепко, как влитая.

3. Подключение платы питания к мультиметру

Ниже представлена штатная схема автоотключения мультиметра. Отрубает питание примерно через 10 минут работы.

При использования мультиметра совместно с моей платой питания, штатную схему нужно немного модернизировать:

Так как на моей плате для питания мультиметра использован DC-DC преобразователь, таймер автоотключения должен обесточивать питание до преобразователя. Родной таймер автоотключения стоит в самом мультиметре, то есть после преобразователя. При срабатывании автоотключения, родная схема обесточит мультиметр, а преобразователь продолжит работать, разряжая аккумулятор. Поэтому такой вариант не годится. Пришлось сделать свою систему автоотключения, а штатную обойти, подав питание непосредственно на измерительную часть схемы (цепь V+). Также необходимо демонтировать штатную колодку "кроны" и конденсатор C19.

Ставим перемычку на резистор R53.

Подключаем плату питания к мультиметру при помощи трёх проводов:

  • GND
  • MULTIMETER_9V
  • MULTIMETER_ON

Внедрение новой системы питания прошло безболезненно. Даже не пришлось резать ни одной дорожки на плате мультиметра. Устройство не требует настройки и начинает работать сразу после сборки.

Описание работы схемы.

На операционном усилителе DA2.1 собран узел защиты от разряда аккумулятора. Напряжение отключения задаётся номиналами делителя R4R7. В качестве источника опорного напряжения используется микросхема линейного стабилизатора DA1 (LM1117). Стабилизатор нагружен резистором R3, так как не умеет работать без нагрузки.

На операционном усилителе DA2.2 собран таймер автоотключения. При включении питания заряжается конденсатор C3, затем он постепенно разряжается через резистор R10. Время срабатывания таймера задаётся номиналами C3R10. При срабатывании таймера открывается транзистор VT3, заставляя сработать схему защиты от разряда.

Операционный усилитель DA2 (LM358) работает как компаратор, поэтому может быть заменён на микросхему компаратора LM393.

На микросхеме DA4 (MC34063) собран импульсный повышающий преобразователь, который выдаёт напряжение 9 вольт для питания мультиметра.

На микросхеме DA3 (TP4056) собран узел автоматической зарядки аккумулятора. Во время зарядки светодиод HL1 светится, по окончании зарядки - гаснет.

На схеме есть кнопка отключения, но я её не использовал, т.к. хватает таймера. Питание отключается автоматически по таймеру, время задаётся номиналами C3R10. Желающие могут для отключения питания задействовать кнопку "HOLD", всёравно толку от неё никакого.

В конце статьи можно скачать Excel файл со всеми необходимыми расчётами.

Напоследок прилагаю видео работы мультиметра с новой системой питания.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество ПримечаниеМагазинМой блокнот
DA1 Линейный регулятор
LM1117-N
1 LM1117-1.2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
DA2 Операционный усилитель
LM358
1 SOIC-8Поиск в магазине ОтронВ блокнот
DA3 Контроллер заряда
TP4056
1 SOIC-8Поиск в магазине ОтронВ блокнот
DA4 DC/DC импульсный конвертер
MC34063A
1 SOIC-8Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VT1 MOSFET-транзистор
IRF9358
1 SOIC-8Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VT2, VT3 Биполярный транзистор
BC847
2 SOT-23Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD1, VD2 Диод Шоттки
MBR0540T1G
2 SOD-123Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R1, R6, R7 Резистор
10 кОм
3 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R2, R8 Резистор
100 Ом
2 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R3 Резистор
300 Ом
1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R4 Резистор
20 кОм
1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R5 Резистор
51 кОм
1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R9 Резистор
30 кОм
1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R10 Резистор
3.3 МОм
1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R11 Резистор
5.1 кОм
1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R12, R19 Резистор
1 кОм
2 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R13 Резистор
180 Ом
1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R14, R15 Резистор
1 Ом
2 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R16 Резистор
0 Ом
1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R17 Резистор
56 кОм
1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R18 Резистор
9.1 кОм
1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C1 Конденсатор1 мкФ 10В1 1206Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C2, C7 Конденсатор100 нФ 10В2 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C3 Конденсатор100 мкФ 10В1 Tantal_DПоиск в магазине ОтронВ блокнот
C4, C5 Конденсатор10 мкФ 10В2 1206Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C6 Конденсатор1500 пФ 10В1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C8 Конденсатор47 мкФ 10В1 Tantal_DПоиск в магазине ОтронВ блокнот
C9 Конденсатор100 нФ 16В1 0805Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C10 Конденсатор150 мкФ 16В1 Tantal_DПоиск в магазине ОтронВ блокнот
L1 Катушка индуктивности120 мкГн1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
HL1, HL2 Светодиод2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
G1 АккумуляторLi-ion1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Прикрепленные файлы:

Теги:

Опубликована: Изменена: 24.03.2019 0 6
Я собрал 2 5
x

Оценить статью

  • Техническая грамотность
  • Актуальность материала
  • Изложение материала
  • Полезность устройства
  • Повторяемость устройства
  • Орфография
0

Средний балл статьи: 4.7 Проголосовало: 5 чел.

Комментарии (111) | Я собрал (0) | Подписаться

0
максим #
А разве плата защиты не стоит на самом аккумуляторе?
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Внутри аккумулятора плата защиты есть. Но она отключает нагрузку слишком поздно, когда напряжение подходит к критической отметке (около 2,5...3 вольт). Вобщем она предназначена для аварийного режима. Моя плата отключает нагрузку при любом заданном напряжении. В данном случае настроено на 3,6 вольта, чтобы не насиловать аккум.
Отредактирован 21.09.2015 16:49
Ответить
0
andro #
При пороге на 3,6 В Вы используете не всю емкость. Как раз 2,5-3,0 В и есть напряжение разряженного аккумулятора.
https://ru.wikipedia.org
Отредактирован 10.09.2017 09:33
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Нет, 2,5-3,0 только у некоторых аккумуляторов со специальной химией. У остальных - 3,3..3,6 Вольт.
Ответить
0
Freza #
В этом есть логика, так как мультиметр разряжает АКБ малым током, а значит сильно разряжает ее.
Однако, делать ваше схему немного смысла. Достаточно купить плату зарядки на TP4506 c защитой. Там на на микросхему DW01 через резистор 100 Ом идет питание с плюса (на моей плате это резистор R5). Вот этот резистор нужно заменить на диод либо два диода последовательно (омметром проверяем сопротивление диодов повыше что бы было). Напряжение отключения вырастет до 2.7 или 3.1 Вольта. Также растет порог включения контроллера при восстановлении напряжения, без диода этот порог 3 Вольта, с диодами 3.5 Вольта и выше. Этот порог нужно проверять, иначе качели разряд-заряд получатся, при просадке АКБ.
На ютубе можно найти такие переделки.
Аккумулятор взять из старого телефона, его достаточно, даже если там треть емкости осталась. И не стоит переживать что он до трех вольт будет просаживаться. Просто нужно помнить, об АКБ и почаще на зарядку ставить. Защита так, на всякий случай.
У вас еще автоотключение есть, но оно не актуально при работе от аккумуляторов.
Кстати можно еще три диода попробовать, может порог отключения еще выше будет.
Можно взять контроллер от АКБ телефона, его тоже можно переделать с диодами. Но там есть третий вывод. И при просадке напряжения, контроллер может уходить в защиту на 10 минут, или пока на отключенном питании, не замкнешь минус на третий контакт контроллера. Также в защиту уходит при повторном подключении АКБ к контроллеру.
Мультиметр у меня простой, я повышайку подключил к АКБ через резистор 68 Ом. В результате при просадке АКБ питания повышайке нехватает напряжения и он снижает напряжение на выходе и загорается индикатор батареи на мультиметре. Проверяется в режиме прозвонки, самый потребляемый режим.
Правильней конечно через делитель напряжения подключать было, Может еще переделаю. Модель повышайки у меня от двух вольт работает на холостом ходу.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Вариантов много. В любом случае все они сходятся к защите от разряда, контроллеру заряда, и таймеру авто-отключения. А каким способом делать этот функционал - личное дело каждого (либо из того, что есть под рукой).

Кстати в одном из моих устройств используется DW01 с диодами. Я придумал эту схему лет 5 назад, когда в интернете про неё никто не писал. Тема с диодами зашла успешно, и теперь спустя 5 лет, про DW01 с диодами народ стал говорить на каждом углу =)
Ответить
-1
Олег #
Проще крону купить, 1 раз на 5 лет.
Ответить
+2
Vitemk #
Это как пользоваться. У меня на полгода максимум хватает.
Ответить
+1

[Автор]
Zlodey #
У меня такая же фигня. Полгода и всё.
Ответить
0
Александр #
Ха! У нас в мастерской раз в месяц пачку крон покупаем
Ответить
0
Дмитрий #
У нас на Fuke 28 II нормальной кроны на год хватает. Пользуемся ежедневно и часто. Подсветку не используем вообще.
Ответить
0
Дима #
Забыл выключить и кроне хана....
Ответить
0
serenbkii #
Тоже подумал, что проще купить батарейку, чем так заморачиваться. Но это не мне решать. Один вопрос- почему не micro USB? Ведь он теперь в каждом доме. Возьмете с собой мультиметр (допустим у друзей что- то сделать) - он сядет, а такого провода днем с огнем не сыщешь.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Стандартный разъём USB. Принтеры и сканеры тоже есть у народа. Мне этот разъём нравится своей надёжностью, в отличии от дохленьких microUSB.
Ответить
0
Андрей #
Автору большой респект за такую работу! Спасибо что поделились разработкой. Один маленький вопросик: работая мультиметром иногда достает 5 мин отключения, когда "торчишь" щупами в телике! Можно как-то увеличить время автоотключения, или же убрать его вообще?
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Можно убрать автоотключение. Просто отпаяйте транзистор VT3 и всё.
Если автоотключение всёже нужно - внимательно читайте статью, там написано как изменить время.
Отредактирован 28.09.2015 18:36
Ответить
+1
Андрей #
Большое спасибо за ответ по поводу изьятия автооктлючения из схемы.
Ответить
+2
ziganok14 #
Андрей! Читайте статью внимательнее все расписано ! Автору огромный респект за девайс! Давно искал что то подобное! Вопрос к автору: не смог найти стабилизатор на 1.2 вольта есть на 1.5 подойдет? И по полевым какими можно заменить?
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Можно и на 1,5 вольта. Только надо будет пересчитать делитель R4R7. Для этого откройте Excel с расчётами и поправьте там формулу под напряжение 1,5 вольта.
Насчёт полевиков - смотря какие у вас есть в наличии.
Ещё можно поставить 1117-ADJ, его напряжение будет 1,25 вольта. Также нужно будет пересчитать R4R7
Ответить
0
Энтони #
Очень хорошая статья, все доступно объяснили, респект автору. Но не без минусов. Схема не универсальна. Я свято верю что её можно внедрить в любой мультиметр, но описана конкретная модель. У меня, например, другой мультик и как начинающему мне трудно разобраться как внедрить Ваше устройство в него. Ну и применение smd компонентов усложняет изготовление устройства начинающим.
Отредактирован 28.09.2015 19:56
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Да, с внедрением в другие мультиметры - проблема. Не знаю как доходчиво расписать весь процесс.
Ответить
0
Андрей #
Zlodey, спасибо за схему.
DC-DC step up на выходе дает пульсации. Не влияют ли они на точность измерения мультиметра? Он же рассчитан на батарейное стабильное питание.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Влияния не заметил
Ответить
0
lvlr #
К банке акка уже прицеплен контроллер заряда-разряда+защита от КЗ. Когда-то интересовался: "в какой ситуации литиевый аккумулятор проживёт дольше - если заряжать телефон при первой же возможности, или после того как он полностью сядет?" Внятного ответа так нигде и не нашёл - видно значительной разницы нет. Так-что штатный контроллер разряда в акке срабатывает на вполне приемлемых напряжениях. (да и всё равно акк не новый - не известно в каких условиях он работал до этого)
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Нет, штатный контроллер защиты срабатывает при критических напряжениях. Кроме того, это напряжение как правило составляет 2,5...3 вольта. Напомню, что MC34063 начинает работать от 3 вольт (см. даташит). Поэтому штатный контроллер защиты уже не подходит по напряжениям.
Система питания делалась по всем расчётам, а не абы-как.
Отредактирован 01.10.2015 10:39
Ответить
0
dimon-ru #
Собрал Вашу схему, всё работает кроме второго компаратора DA2.2. Точнее не происходит его переключения в момент когда конденсатор разрядился до значения напряжения на делителе R5R9, на выводе 6 DA2.2 остается значение как на R5R9, а на выводе 7 всего 0.4В чего не достаточно для открытия транзистора VT3. Вручную подаю на вывод 5 DA2.2 большее напряжение - компаратор переключается и схема дальше отрабатывает. не пойму чего нет переключения?
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Временно уберите транзистор VT3, и посмотрите что будет на выходе DA2.2. Должно быть стабильное переключение состояния.
Ответить
0
dimon-ru-80 #
Убрал-переключается. Увеличить номинал R8? Транзистор вроде бы целый. Правда переключается до 2.7В а не до напряжения питания.
Отредактирован 26.10.2015 00:08
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Переключаться должно примерно до напряжения питания. Возможно ОУ неисправен. Какой транзистор использовали?
Отредактирован 26.10.2015 10:33
Ответить
0
dimon-ru-80 #
Пробовал 2 ОУ. LM358 - тоже самое. Транзистор BC847B (1F). Не пойму чего напряжение на конденсаторе не падает дальше после достижения значения как на делителе R5R9? А в рукопашную пинцетом коротишь С3 - компаратор отрабатывает и дальше как надо схема отключается.
Отредактирован 26.10.2015 11:16
Прикрепленный файл: 06-52-43-build_93-10342-1[1].JPG
Ответить
0
dimon-ru-80 #
Победил. Подтекал диод Шоттки и приоткрывал нижний полевик, что не давало разряжаться конденсатору ниже опорного напряжения. Вместо Шоттки поставил Чип-диод импульсный LL4148 - схема работает. (Отличие от авторской - применение не сборки а отдельных полевиков, и пересчет на LM1117 на опорное 1.5В. Плата 60х16мм.) Спасибо автору за идею
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Пожалуйста. Ещё можно поставить LM1117-ADJ, тогда опорное будет 1,25 вольта.
Ответить
0
dimon-ru-80 #
Пытаюсь встроить плату в мультиметр. Питание подаю минус на общий, плюс на плюс питания АЦП. С кнопки беру только такт на запуск. При запуске схема издает "пик" Пьеро излучателем, ноль сбился почему то, и бывает подсветку зажигает. Если просто отдельно запустить и подключить dc/dc по штатной схеме питания мультиметра , то все работает отлично. Видео к сказанному https://youtu.be/JXwBlnCasjQ. Мультиметр vc61а. В нем штатный таймер отключения создан просто на 3-х транзисторах, конденсаторе и нескольких сопротивлениях. Интересно, может эта штатная схема гасить питание? На dc/dc 8.7 В. АЦП ame7106
Отредактирован 29.10.2015 00:56
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Кнопку включения от штатной схемы оторвали? Или тупо в параллель?
Ответить
0
dimon-ru-80 #
Конечно оторвал. В протеусе нарисовал схему включения мультиметра VC61A. Похоже, что штатная схема запуска понижает входное напряжение с 9В до 8.5В. А я подавал сразу на выход 8.9В. Может напряжение великовато? И наверное нужно на всякий случай снять выходной транзистор Q1
Прикрепленный файл: Включение VС61а.zip
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Скорее всего проблема в том, что схема питается от блока питания. А надо питать от аккумулятора.
Ответить
0
dimon-ru-80 #
Вот схема картинкой
Прикрепленный файл: Включение и подсветка VC61a.jpg
Ответить
0
dimon-ru-80 #
На видео щупы от liion аккумулятора. Проблему, вроде бы решили нагрузив немного выход dc/dc. Похоже замучал я свой мультиметр. Появилась неравномерность шкалы на постоянном напряжении и постоянно колеблется последний регистр. Сегодня проверю обвязку кляксы и понесу к метрологам. Кстати подкидывал преобразователь на осцилограф почти идеальная постоянка.
Ответить
+1
dimon-ru-80 #
Поменял АЦП - прибор заработал. В преобразователе по выходу поставил стабилитрон на 9 вольт. Старый АЦП скорее всего умер от импульса повышенного напряжения при старте. Что получилось во вложении:
Прикрепленный файл: IMG_1257.JPG
Прикрепленный файл: IMG_1259.JPG
Прикрепленный файл: IMG_1263.JPG
Прикрепленный файл: IMG_1265.jpg
Прикрепленный файл: IMG_1267.JPG
Прикрепленный файл: IMG_1271.JPG
Ответить
0
valik1979 #
Автору респект за статью! Давно искал что то похожее. аккумулятор от ноутбука 18650 думал поставить и разъём на микро USB.
dimon-ru-80 своей печаткой не поделишься?
Ответить
+1
dimon-ru-80 #
Только на плате детали не по номиналам стоят (брал те что примерно из библиотек подходят по размерам).
Прикрепленный файл: Цешка.lay6
Ответить
0
valik1979 #
Большое спасибо
Ответить
0
halfpipe #
На Вашей плате справа от LM1117 какая стоит микросхема? Вместо LT1615 можно ли применить LM27313?
Ответить
0
mitya_stb #
dimon-ru-80 А какие полевики применял и главный вопрос - какая микросхема применена в преобразователе?
Ответить
0
dimon-ru-80 #
Полевики Транзистор полевой AO3400 N-ch; 30V; 5.8A; 1.4W; 0.028 Ohm. Да и по проще можно. Микросхема в преобразователе снята с подсветки какого то старого самсунга. Что то типа LT1615 (http://cds.linear.com/docs/en/datasheet/16151fas.pdf) Там есть формула расчета выходного напряжения подбором резисторов в обвязке.
Ответить
0
mitya_stb #
Так по схеме стоят полевики Р-канальные. Может таки тогда АО3401?
Ответить
0
dimon-ru-80 #
ДА перепутал, давно делал и не в тот заказ посмотрел. Сейчас уточнил это были - Транзистор полевой IRLML6401TR P-Ch; 12V; 4.3A; 1.3W; 0.05 Ohm
Ответить
0
Виктор #
Можно ли использовать TL431 вместо LM1117?
Ответить
0
dimon-ru-80 #
Можно, только делитель на резистграх пересчитать нужно. Выше в коментах было
Ответить
0
tire #
Вместо сборки полевиков возможно ли поставить Р-типа FDS9933A ?
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Главное чтобы при напряжении 3 вольт транзистор открывался. В даташите есть графики Vgs = Idrain
Ответить
+1
tire #
Повторил узел питания на мультиметр UNI-T UT151C
Зарядка: вместо авторской LTC4054 smd код LTH7 резистор тока зарядки 4.7 ком. Аккумулятор R210 заряжает током 200 мА. около пяти часов.
Ключ, сдвоенный FDS9933A. Стабилизатор опорного напряжения IL1117ADJ
Преобразователь AP34063 дроссель 100 мкГн. Задержка авто-отключения пять минут. Автору большой респект
P.S. Во вложении двухсторонняя печатка для ЛУТ.
Прикрепленный файл: dcdc.lay
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Спасибо за отзыв!
Ответить
0
valik1979 #
А свою схемку можете выложить? Печатка супер, только детальки не подписаны
Ответить
0
valik1979 #
Вернее обвязка LTC4054
Ответить
0
tire #
Исправил файл лайоут :) прописал названия элементов.
Прикрепленный файл: dcdcv2.lay
Ответить
0
valik1979 #
Спасибо, названия элементов прописал вчера поздно вечером, немного сомневаюсь в номиналах деталей обвязки LTC4054
Прикрепленный файл: 53133_dcdc.lay6
Ответить
0
tire #
1000/2100 = 476mA
Греться будет однако
P.S. Резистор в цепи светодиода надо увеличить до 1к.
Ответить
0
Макс #
Решился сделать DC-DC преобразователь, расчет сделал на онлайн-калькуляторе Vin 3.7V, Vout 9V, Iout 115 mA f 85kHz (параметры подбирал под существующие детали), получил результат: Ct=321 pF
Ipk=709 mA
Rsc=0.423 Ohm
Lmin=31 uH
Co=1005 uF
R=180 Ohm
R1=1k R2=6.2k (9V)
(http://payalo.net/index.php?do=static&page=dc-dc).
Диод шоттки взял со старой материнки SS12, индуктивность 48мкГн - была в наличии SMD на 0,5А и выводная радиальная на гантеле 3,5А, Rsc составной 1,1+1,2+1,6 Ом включенные паралелльно, Сt 330 пФ.
Собрал, запустил (аккумулятор 3,7-4,2 В) - на выходе 8,78В без нагрузки (из-за желания сделать все на smd установил SMD индуктивность и при подключении нагрузки индуктивность перегрелась и феррит раскололся попутно убив микросхему). Перепаял микросхему и поставил выводную индуктивность - под нагрузкой в 140 мА ничего не греется - установил в мультиметр и оставил на ночь, утром мультиметр не запустился.
Заменил микросхему, подключил нагрузку - параллельное включенные светодиоды с ограничивающими резисторами. количество LED+R подобрал для тока нагрузки в 150мА.
Оставил включенным, 20 минут температура микросхемы, диода и индуктивности не менялась - комнатная температура, еще через 20 минут микросхема разогрелась так что палец не терпел, но нагрузка не отключилась - светодиоды светились, ток потребления 150мА. еще через несколько десятков минут нагрузка отключилась, но и микросхема перегорела.
В чем моя ошибка? Разводка платы под пайку?, номиналы деталей? Нарисовал вариант с более компактным расположением деталей (new_mc33064), но я сомневаюсь в номинале индуктивности - по калькулятору для схемы в документации на ьс34063 нужна индуктивность 286 мкГн, Ipk 1.5A, Iout 0.29A, Rsc 0.2Ом, а при нагрузке 0,175А (данные к схеме из документации )- индуктивность 472 мкГн.
Буду благодарен за помощь.
Прикрепленный файл: mc33063.lay6
Прикрепленный файл: new_mc33063.lay6
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
1). Мультиметр должен потреблять максимум 20 мА. Откуда у вас взялось более 100 мА - непонятно. MC34063 не может работать с большими токами - она тупо расплавится.
2). Разводка платы критична для импульсного преобразователя - неудачная разводка может сильно повлиять на КПД и работоспособность преобразователя.
3). Посмотрел файлы. У вас тупо зарядка + преобразователь. Соответственно, нагрузка никогда и не отключится, так как некому её отключать.
Отредактирован 09.10.2016 23:08
Ответить
0
Макс #
1) Мультиметр и не потребляет столько - я нагрузил преобразователь расчетным током схемы для проверки его работоспособности и в таком режиме он отработал менее часа - получается что мой преобразователь не способен работать в непрерывном режиме. МС34063 не предназначена для схем 24/7?
2,3) поэтому спрашиваю совета и макеткой не пользуюсь по той же причине. Да на этой плате нет такого функционала - соберу как разберусь с преобразователем.
На данный момент напряжение на выходе 8,78В без нагрузки вместо 9В - индуктивность мала? но расчетная менее 31 мкГн?
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
9В 100мА = 4В 300мА = 3В 400мА.
Ток ключа при этом будет = 200, 600, 800 мА.
МС34063 не предназначена для таких нагрузок - пыхнет как спичка, либо закипит и отпаяется. КПД у неё очень низкий.
Соответственно, при таких токах установить мелкую SMD-индуктивность не получится. Она просто выйдет из строя.
Ответить
0
Виктор #
Собрал устройство! Поставил TL431, сопротивление пересчитал на 2,5 v, получилось R4-10k, R7-33k, Vоткл-3,26в. Транзисторы IRLML6401TR, 847C(1G).
Не отрабатывает VT2, напряжение на выводе 1 ОУ уменьшается почти пропорционально входу 3 ОУ. Убирал VT2 ОУ отрабатывает, Тоже самое с VT3.
dimon-ru-80 такие полевики ставил, может какие номиналы резисторов подобрать надо ?
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
IRLML6401 в этой схеме будет работать просто идеально, а вот TL431 здесь не годится. Питание менее 3 вольт на неё подавать нельзя, так как должна выдавать 2,5 вольта. То есть если аккумулятор каким-то образом разрядится до 2,7...2,5 вольт, то при нажатии на кнопку схема запустится и начнёт дальше работать, так как опорный источник будет выдавать уже не 2,5 вольта, а меньше.
Отредактирован 11.10.2016 15:16
Ответить
0
dimon-ru-80 #
Были проблемы с VD1, вместо Шоттки обычный поставил и всё заработало.
Ответить
0
Виктор #
dimon-ru-80 подкидывал другие диоды, у вас для IRLML6401 номиналы резисторов такие как на схеме ?
Ответить
0
dimon-ru-80 #
Номиналы не менял с исходной схемы. Подбирал только на делитель в ОУ
Ответить
0
Виктор #
Убрал TL431,поставил 1117ADJ заработало всё без проблем. Почему не работало с TL431 не пойму, ведь напряжение подавал с БП 4в.
Автору большое спасибо !
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
TL431 не годится для работы при низких питающих напряжениях
Ответить
0
Александр #
Я бы использовал вместо MC34063 другую ИС. LM2703. И размер поменьше и экономичнее.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Это единственное применение, где MC34063 будет нормально работать, так как нагрузка мизерная. В остальных случаях её применять бесполезно.
Ответить
0
Александр #
Если применить LM2703, то схема просто упростится. Используя вывод SHDN можно включать и выключать преобразователь. Ключ для подачи питания на нее не нужен. Когда на выводе SHDN "0" микросхема потребляет ток не более 2 мкА. (реально гораздо меньше)
А вот за идею и исполнение- Зачет! Очень хорошо придумано. На свой LCR измеритель DM4070 нужно сделать обязательно. Жрет батарейки как перепуганный. (и автовыключения в нем нет)
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Моя схема и так в выключенном состоянии потребляет дай бог 0,1 мкА...
Насчёт упрощения схемы - согласен. Количество компонентов уменьшится, зато повторяемость ухудшится. Как всегда, палка о двух концах...
Ответить
0
Александр #
В этом согласен. Ну и цена на LM2703 повыше чем MC34063
Ответить
0
fos-kr #
Подскажите. Собрал устройство, без нагрузки выдает 9.3в. Хотел его использовать для питания осциллографа DS138, но когда подключаю питание к осциллографу он не запускается. То есть экран начинает светиться, моргать, и не запускается. Осциллограф исправен от блока питания работает исправно.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Скорее всего, не хватает тока. Микросхема преобразователя MC34063 не предназначена для работы с высокими нагрузками.
Ответить
0
GhOThoGU #
А почему бы просто не поставить NiMH аккумулятор на 9 вольт и преобразователь напряжения с 5 до 9 вольт для зарядки аккума от стандартного блока на 5 вольт и проводного питания. Так как то проще чем городить схему с собственным таймером.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Если используется любой преобразователь, то без таймера аккум за сутки сядет. Преобразователь всегда потребляет энергию даже на холостом ходу.
Ответить
0
4uvak #
Есть преобразователи которые менее 100 мкА кушают на холостом ходу
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Есть, но моя схема кушает менее 0,1 мкА в выключенном состоянии, и собрана из подножного хлама
Ответить
+1
tire #
Потому что аккумуляторов от телефонов у паяльников как грязи :)
И в этом контексте причем здесь таймер ?
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Верно. Литий-ионных аккумов очень много.
Ответить
0
4uvak #
Я когда-то собирал схему преобразователя наипростейшую(от Li-ion АКБ) и без таймера. Отличительная особенность данной схемы - преобразователь отключается при отсутствии нагрузки, и запускается если нагрузка появляется. Это автоматически решает вопрос с таймером, если мультиметр оборудован автоотключением. Обмотки мотал на самые маленькие кольца с материнки. Транзисторы КТ(2Т)209М. КПД высокий, даже при большой нагрузке транзисторы холодные. Только транзисторы надо подбирать одинаковые по параметрам.
Отредактирован 28.01.2017 08:57
Прикрепленный файл: Преобразователь.jpg
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
И где здесь узел отключения, простите?
Ответить
0
Albert #
Если кому интересно, в моем DT9202A узел отключения собран не на HA17358, а на LM2904. Использованы ноги 5, 6 и 7 вместо указанных на схеме 3, 2 и 1 соответственно.
Автору - респект.
Я же попробую обойтись готовыми модулями: зарядный на 4056, повышайка на MT3608, контроллер разряда будет от аккума, но с перестроенным напряжением срабатывания.
Ответить
0
SNAKE #
А можно узнать расположение элементов на плате, как-то лень по схеме расставлять. Заранее благодарен.
Ответить
+1

[Автор]
Zlodey #
На плате всё подписано, при наведении мышкой всплывает табличка
Ответить
0
Бродячий мастер #
Такая сложная схема, целых 5 чипов, изменение схемы узла таймера самого мультиметра... ЗАЧЕМ?
Поставил бы Tiny13A, 3-4 внешних sot-23 полевика, дроссель, Шоттки и несколько чип-резисторов с кондёрами. С помощью встроенных в AVR няшек можно и контроль заряда/разряда организовать, и ШИМ контроллер повышающего преобразователя, и дополнительный таймер отключения.
Выгоды: конструкция вместе с литиевым элементом поместится в отдел для "Кроны", дешевле в несколько раз, только один дополнительный провод к выключателю питания (для сброса таймера) помимо штатной контактной колодки "Кроны".
Недостатки: требуется наличие программатора и опыта "общения" с AVR микроконтроллерами.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Ещё недостатки: при сбое в работе микроконтроллера, получаем либо вылет мультиметра, либо взрыв АКБ. Если скажете что такого не может быть, тогда спрошу - у вас компьютер/мобильник никогда не глючил?
Преимущество моей конструкции на лицо - собрано из хлама, бесплатно, не нужен МК и программатор, схема не будет давать сбои. Я бы на вашем месте не путал "проще" и "лучше".
Ответить
0
Елисей #
Здравствуйте. У меня обычный китайский дешёвый мультиметр DT 830 B. Что интересно он отлично работает довольно в широких пределах питания. Я пробовал его питать от 4.5 до 12 вольт. Работает отлично. Так теперь я чем крону каждый раз покупать питаю его от портативной зарядки или от любого USB разъёма. Единственное что горит индикатор что типа батарейка села, а так советую кому надо попробовать. Точность измерения почти не страдает.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Это понятно, но не универсально. Портативный пауэр-банк это лишние коробочки, проводочки, итд... А мультиметром иногда приходится пользоваться в самых неудобных местах.
Отредактирован 06.08.2017 22:30
Ответить
0
Елисей #
Да вы правы. Но как вариант когда под рукой нет кроны довольно не плохо подходит
Ответить
0
Муким #
Можно ли вашу конструкцию приминить на мультиметр CHY VC9205AL? Авто отключение собран на двух транзисторах и несколько штук резистров.
Прикрепленный файл: IMG_20170908_212104.jpg
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Для начала надо определить, какой транзистор выполняет коммутацию питания. Затем встроить мою схему.
Ответить
0
displays #
Спасибо что ответили. Включил прибор и померил питание на транзисторах, на первом транзисторе на коллекторе питание 9 вольт, подождал 10 минут и сработал авто отключение и на коллекторе пропал питание 9 вольт. После подал на коллектор 9 вольт на примую прошло 20 минут а прибор не отключается то есть авто отключение не срабатовает
Отредактирован 09.09.2017 13:46
Прикрепленный файл: IMG_20170909_153609.jpg
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Теперь отрезайте дорожки, которые идут к кнопке, а дальше всё по инструкции из статьи
Ответить
0
markelll #
Просто хочу напомнить, что гнездо подключения зарядного устройства будет под фазой при измерении сети, например. Осторожней! Лучше его спрятать и заизолировать. И мультиметр может сгореть, и шаловливым лапчонкам достанется
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Спасибо за уточнение. Мультик то не сгорит, а вот ручонкам достанется...
Отредактирован 09.02.2018 16:54
Ответить
0
Iggr #
Мне надо запитать фотоаппарат, который штатно питается от 4-х АА, подойдёт ваша схема?
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Не подойдёт. Микросхема преобразователя MC34063 не предназначена для работы с большими нагрузками.
Ответить
0
Денис #
Я проще сделал: взял контролер подсветки с телефона samsung x100, поставил нужный стабилитрон и все работает, начинает выдавать 9в при питании с 1.5-2.0в. А в качастве зарядки использовал платку с али.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Да, но такая схема не имеет функции автоматического отключения, а также высаживает акум до 2,5 вольт, а это сокращает его срок службы в разы. За простоту всегда приходится "платить".
Ответить
0
Денис #
Да я забыл, еще lm358 добавлял, то есть преобразователь начинает работать только когда появляется малейшее потребление. Потребления нет
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
У LM358 большое собственное потребление - несколько миллиампер, этого хватит чтобы разрядить аккумулятор за неделю, даже если не включать мультиметр. Читайте даташиты
Ответить
0
Юрий Коновалов #
Только неизвестно как будет мерить емкость больше 150 мкф. По моему будет врать. Из-за частоты преобразования. Собирал разные, при измерении емкости более 150 мкФ врут.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Ёмкость китайские мультиметры и с родной "кроной" измеряют не очень...
Ответить
0
Иван #
А если была установлена в мультиметр m832 батарейка крона и плюс к ней подали около 6 вольт, потом по запарке повернули переключатель, что могло вылететь? На экране при переключении выскакивают символы и тухнут, не всегда выскакивают.
Ответить
0

[Автор]
Zlodey #
Микросхема АЦП наверное вылетела
Ответить
0
Иван #
А поконкретнее как то определить можно, если бы АЦП то думаю совсем бы дохлый был, не появлялись бы символы или они как статика могут срабатывать? АЦП там капля, посадочных мест нет, значит на запчасти однозначно или в утиль?
Ответить
0
евгений #
Собрал на основе вашей схемы питание M890G только упростил. Схему автоотключения и контроля наряжения убрал. Оставил только ключ включени. Кнопку вкл. использовал отдельную и разместил ее под колпачком кнопки пнрибора.Управление ключом запитал от питания прибора. Вторую кнопку для подачи питания на конденсатор автоотключения также разместил со второй стороны штатной кнопки. Теперь при нажатии штатной кнопки запускается преобразователь, заряжается конденсатор и питется прибор По истечении времени штатная схема отключает питание прибора и ключ закрывается отключая преобразователь. Только кнопки надо использовать узкой конструкции, что бы они разместились под колпачком.
Ответить
0
avi50 #
Литиевый аккумулятор 9 вольт размера батареи КРОНА позволяет избавиться от трудностей схемных и конструктивных решений и доработок. Я пользуюсь литиевой Кроной четвёртый год с мультиметром М8908 (потребляемый ток 11мА). Сейчас на Алиэкспресс её цена 300 руб при ёмкости 500-700 мАЧ. Большей ёмкости заказывать не стоит так как она не будет реальной для объёма Кроны.
Ответить
Добавить комментарий
Имя:
E-mail:
не публикуется
Текст:
Защита от спама:
В чем измеряется электрическая мощность?
Файлы:
 
Для выбора нескольких файлов использйте CTRL

Осциллограф DSO138
Осциллограф DSO138
Модуль радиореле на 4 канала Конструктор - темброблок на LM1036
вверх